Статья опубликована в № 4054 от 13.04.2016 под заголовком: От редакции: Ремонтная база

С капремонтом придется жить

Оплата в «общий котел» законна, Конституционный суд закрыл вопрос
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Конституционный суд признал сборы на капитальный ремонт соответствующими Основному закону. Не противоречащим Конституции признан и сбор средств жильцов в «общий котел», когда деньги направляются региональному оператору капремонта. Этим решением в принципиальном вопросе поставлена точка: позиция КС не подлежит пересмотру.

КС подтвердил право местных властей принимать решение о направлении средств «в общий котел» за собственников жилья, в случае если они сами никакого решения не приняли. Но с оговоркой: только если муниципалитет «принял необходимые меры» к тому, чтобы собственники все-таки провели собрание для голосования по выбору способа формирования фонда капремонта. Собственников, которых не уведомили о праве сделать выбор, очень много, оговорка КС дает им возможность оспорить принятое властями за них решение, отмечает один из авторов запроса в КС – депутат Галина Хованская. В регионах, где власти были активны в разъяснении собственникам их прав, – в Удмуртии, Костромской, Ярославской, Тверской областях – больше половины жильцов сделали выбор в пользу открытия собственного счета на капремонт, подсчитала Хованская, в остальных доля «общего котла» достигает 90%.

Принятые в 2012 г. поправки в Жилищный кодекс перенесли плату за капремонт многоквартирных домов с государства и муниципальных властей на 30 млн собственников. Как отмечает Ирина Генцлер из Института экономики города (ИЭГ), ответственные собственники, желающие самостоятельно вести ремонт и контролировать средства, дополнительно платят за открытие счета, его обслуживание, проценты по кредиту и контроль качества ремонта.

Эти дополнительные расходы многих демотивируют. С другой стороны, в конечном итоге самостоятельное управление собранными средствами гораздо эффективнее.

Те, кто отдал деньги в «общий котел» региональных операторов, не могут влиять на время ремонта. Трата операторами не всегда прозрачна, их подрядчики могут оказаться аффилированными с местными чиновниками. Это неудивительно, учитывая традиционный уровень коррупции в сфере ЖКХ и объем рынка капремонта: в 2015 г. сборы составили 97 млрд руб., общая стоимость программы на ближайшие 30 лет оценивается в 3,5 трлн руб.

Сборы на капремонт ускорили подорожание коммунальных услуг и вызвали недовольство населения, особенно малообеспеченных слоев. Здесь тема капремонта стала элементом политической игры: фракции «Единой России» в региональных заксобраниях установили льготы для пенсионеров, сейчас соответствующая поправка рассматривается в Госдуме.

Генцлер отмечает, что губернаторы ради сохранения рейтинга нередко занижают размер сбора за капремонт. В будущем операторы капремонта могут столкнуться с нехваткой средств, при этом региональные бюджеты формально не обязаны поддерживать их: нет соответствующих поправок в Бюджетный кодекс. Через несколько лет система финансирования капремонта может превратиться в пирамиду, отмечает Дмитрий Гордеев из ИЭГ.

Читать ещё
Preloader more