Статья опубликована в № 4097 от 17.06.2016 под заголовком: Образование: Как меняется ЕГЭ

ЕГЭ как стимул к развитию

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов о путях модернизации единого экзамена
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Споры вокруг единого госэкзамена (ЕГЭ) не утихают много лет. Ведь это экзамен «высоких ставок», затрагивающий интересы миллионов школьников и их родителей. Именно ЕГЭ предоставляет всем школьникам уникальную возможность поступить и учиться в лучших вузах страны независимо от того, где они родились и живут. Все последние годы развитие ЕГЭ шло по пути достижения главной цели – создания единых для всей страны правил игры, понятных выпускникам и позволяющих им честно определять свою судьбу, используя свои знания, а не связи родителей и другие неформальные факторы.

Важнейшим достижением последних лет проведения ЕГЭ является высокий уровень объективности экзамена. Все выпускники сдают его в равных условиях по заранее объявленным правилам, которые четко регламентируют действия всех участников процедуры. Экзамен стал в буквальном смысле прозрачным – за счет онлайн-трансляции всех этапов проведения ЕГЭ в каждой экзаменационной аудитории. Любой заинтересованный гражданин может стать общественным наблюдателем и лично следить за соблюдением объективности проведения экзамена в любом экзаменационном пункте.

Важнейшая задача, которую мы ставили перед собой, – обеспечение честных, прозрачных и равных для всех участников условий проведения ЕГЭ – была решена. Экзамен стал объективным. Повышение доверия граждан к результатам экзамена зафиксировано социологическими службами. Последние данные ВЦИОМа показывают: более 80% учителей говорят, что результаты экзаменов соответствуют уровню знаний школьников. А более 70% преподавателей вузов подтверждают, что знания студентов 1-го курса соответствуют тому уровню, который они продемонстрировали на экзамене.

Что же дальше? В силу своей масштабности и значимости ЕГЭ оказывает колоссальное влияние на систему образования. И поэтому развитие и модернизация ЕГЭ немыслимы без поиска ответов на вопрос, каким мы хотим видеть выпускника российской школы.

В этом поиске ЕГЭ прошел долгий путь от слепого копирования международных практик к осознанию целей российской системы общего образования и нахождению своего лица. За годы усиленной тренировки в проставлении крестиков в клеточки на всевозможных тестированиях дети стали меньше читать, рассуждать, решать задачи. Сегодняшний ЕГЭ нацеливает систему образования на подготовку думающего, умеющего рассуждать и аргументировать свое мнение выпускника, владеющего основами наук, знакомого с достижениями отечественной истории и культуры, ощущающего себя россиянином и гордящегося своей страной.

Масштабность и значимость ЕГЭ определяют способ его модернизации – это плавные постепенные изменения, которые вводятся только после общественного и профессионального обсуждения. Последние изменения касаются не только ЕГЭ, но и в целом системы итоговой аттестации выпускников школ.

С 2015 г. все выпускники школ пишут итоговое сочинение. В ЕГЭ по истории включены историческое сочинение и задания, проверяющие умение анализировать исторические документы, аргументировать и опровергать оценки событий. В ЕГЭ по обществознанию введены задания, проверяющие важные для каждого гражданина знания своих прав и обязанностей, устройства нашего государства. В ЕГЭ по литературе участникам предлагается классическое сочинение. В 2015 г. была возвращена устная часть ЕГЭ по иностранным языкам. Теперь школьники должны показать свою способность не только читать и писать, но и говорить на иностранном языке.

Ежегодно совершенствуются модели заданий экзаменационных материалов и система оценивания. И это осознанный и продуманный путь, направленный на повышение качества образования, а не хаотичное и непоследовательное метание в ответ на некоторые общественные вызовы, как это зачастую представляется отдельными исследователями.

Единый госэкзамен, по сути, вбирает в себя запросы разных групп общества, ориентируется на различные образовательные цели и траектории школьников. Это особенно ярко проявилось в разделении ЕГЭ по математике на два уровня. Не секрет, что сложившаяся практика преподавания математики в школах оставляла за бортом детей-гуманитариев, для которых традиционная программа 10–11-х классов по математике сложна, а иногда и непосильна.

Любой экзамен – лакмусовая бумажка, проявляющая проблемы в системе образования. Результаты ЕГЭ и Национальных исследований качества образования по математике убедительно показывают, например, что назрела необходимость менять программы и учебники. Но часть общества упорно не замечает этого, предлагая отменить экзамен и вернуть еще не забытую практику раздачи листочков с готовыми решениями задач на школьных выпускных экзаменах по неосвоенной программе 10–11-го класса. Поможет ли это образованию? Едва ли.

По поводу некоторой демонизации ЕГЭ по русскому языку и его результатов, выглядящих плачевно, по мнению отдельных экспертов, хотелось бы сказать следующее: начиная с 2014 г., после принятия Рособрнадзором беспрецедентных мер контроля за процедурой экзамена, результаты ЕГЭ отражают реальное положение дел. Если сравнивать результаты до 2014 г. и после, то да, разница есть. Но дело не в том, что внезапно упало качество образования по русскому языку, а как раз в принятых и необходимых мерах, которые вывели процедуру экзамена на иной, объективный уровень. Проблемные вопросы практической грамотности, владения орфографическими и пунктуационными нормами объективный ЕГЭ помог зафиксировать, а не спровоцировал, как считают некоторые.

Задача сегодняшнего дня – грамотное использование результатов ЕГЭ для корректировки программ и учебников, переподготовки учителей. Пришла пора взять новый курс, перейти от пустого сравнения школ по показателю «средний тестовый балл» и привычной констатации факта «неуспешности» некоторых из них к реальной программе оказания методической поддержки школе и учителю. Это та абсолютно необходимая работа, которая поможет современной российской школе вернуть достоинство и в полной мере использовать богатейшие традиции отечественного образования.

Автор – руководитель Рособрнадзора

Читать ещё
Preloader more