Почему снова падает цена на нефть

«Медвежий» тренд был предсказан

Цена нефти снизилась более чем на 20% с июньских максимумов этого года. Это произошло после феноменального ралли, когда и Brent, и WTI поднялись со дна в начале года почти на 100%. Тогда в состоянии, близком к панике, некоторые аналитики даже начали предсказывать падение цен до $10–15 за баррель. Это само по себе должно было послужить контриндикатором, как и заявление Международного энергетического агентства (МЭА) в январском отчете, что мировой рынок может «утонуть в излишках» нефти. Желая того или не желая, эксперты МЭА употребили то же выражение, что и журнал The Economist, вышедший в начале 1999 г. с заголовком «Утопая в нефти» на обложке и прогнозом о вероятности падения цены до $5 за баррель; за месяц после этого она выросла с $10 до $15.

Через неделю с небольшим после того, как Brent достигла дна 20 января, «Ведомости» вышли с подробной аналитической статьей «Почему котировки нефти едва ли будут падать дальше». И они больше не падали, а продолжили расти.

Когда цена подбиралась к $50 за баррель, тот же нефтяной аналитик западного банка, что за несколько дней до дна (которое оказалось на уровне $27,1 для Brent) заявлял, что нефть подешевеет до $10, охотно рассказывал СМИ, почему его прогноз в $60–70 за баррель уже в этом году (едва ли не самый оптимистичный на рынке) обязательно сбудется.

Эксперты МЭА оказались осторожнее. В июльском отчете они написали: хотя нефтяной рынок во II квартале приблизился к сбалансированному состоянию, риски остаются. Если спрос на нефть не будет расти более быстрыми темпами, сформируется избыток уже нефтепродуктов, что снова может ударить по ценам. Так и случилось. Мировая экономика продолжает еле расти, Саудовская Аравия и Россия не делают попыток сократить добычу, перебои с поставками из Канады, Нигерии, Ливии постепенно сходят на нет, летний сезон вождения в США, несмотря на возродившуюся у американцев любовь к кроссоверам и внедорожникам, не поглотил произведенный в больших объемах бензин. Кроме того, сланцевые добытчики в США, которые впервые играют роль одного из главных определяющих факторов в период восстановления цен, действуют так, как предсказывали те специалисты, кто внимательно проанализировал развитие ситуации на газовом рынке, который также рухнул из-за сланцевой революции. За повышением эффективности добычи в период падения цены последовало хеджирование будущих поставок во время ее роста и увеличение количества буровых. Кроме того, у сланцевых добытчиков несколько тысяч пробуренных, но запечатанных скважин, которые легко вводятся в строй при улучшении конъюнктуры. Наконец, изменение регулирования нефтяной отрасли в Китае привело к тому, что в первом полугодии экспорт очищенного топлива оттуда вырос на 45% по сравнению с тем же периодом 2015 г.

В результате цены на нефть сползли к $40, снизившись более чем на 20%, т. е. начался «медвежий» тренд. И пока нет причин ожидать, что цены на нефть в обозримой перспективе могут вырасти до прогнозируемых бросающимся из крайности в крайность аналитиком $60–70 за баррель.