Налог в камуфляже

Как повысить НДФЛ под предлогом стимулирования пенсионных накоплений

Непопулярное решение – повышение налога на доход во времена падения доходов – нельзя сделать популярным, даже если попытаться закамуфлировать его под заботу о гражданах. Идея Минэкономразвития снижать ставку НДФЛ тем, кто будет добровольно отчислять процент с зарплаты в систему пенсионных накоплений, больше похожа на маскировку повышения НДФЛ, чем на стимулирование сбережений, и больнее всего ударит по наименее защищенным.

Проект сейчас выглядит так: тем, кто согласен добровольно перечислять 10% заработка на накопительную пенсию (сейчас 6%), государство готово снизить ставку НДФЛ до 10% с нынешних 13%. От тех, кто хочет платить 13% НДФЛ, государство будет добиваться хотя бы 4% на накопительную пенсию. Тем, кто не хочет откладывать и 4%, государство выставит НДФЛ в размере 15%. Предполагается, что накопления на будущую старость покажутся достойным основанием для сокращения доходов в настоящем. Что по замыслу авторов концепции будет стимулировать накопления и снимет с государства часть ответственности за бедную старость (практически неминуемую при кризисе пенсионной системы в ее нынешнем виде из-за разбалансировки демографической пирамиды).

Простая арифметика показывает, что речь идет, во-первых, о введении прогрессивной шкалы НДФЛ, а во-вторых, о фактическом повышении нижней планки: для бедных – до 15%, для остальных – до 17 и 20% соответственно. То есть платить больше придется всем – этим идея Минэкономразвития принципиально отличается от предложения Минфина, обещающего бедным вместе с повышением ставки НДФЛ с 13 до 15% право на налоговые вычеты, которые снизят НДФЛ опять-таки до 13%.

В сытые годы такая схема могла бы оказаться рабочей – но едва ли она уместна сейчас, когда реальные доходы падают уже третий год подряд, половина населения не имеет никаких сбережений, а те, у кого они еще есть, понемногу их проедают. Какие-либо накопления сейчас могут себе позволить меньше четверти россиян, при этом доля доходов, которые они могут направить на сбережения, за последний год сократилась на четверть; но большинству просто не с чего копить. В результате предлагаемой реформы те, кто живет бедно сейчас, будут жить еще беднее – и это никак не увеличит их пенсию. Тем же, кто может позволить себе думать о более сытой старости, нет нужды в такой заботе государства – они и сами при желании могут инвестировать в свою пенсию, не обременяя себя обязательными нормативами.

Такой маневр только увеличит расслоение и неравенство: по сути, он предлагает регрессивную ставку НДФЛ для людей с более высокими доходами, отмечает президент Альянса пенсионных фондов Сергей Беляков. Отчислять что-то смогут только люди с доходами выше 50 000–70 000 руб., и то это будут очень скромные деньги. Большинство же будет наказано повышенной ставкой НДФЛ – это не только несправедливо, но и чревато формированием нигилистического отношения к налоговой системе.

Постоянные изменения механизма формирования пенсий подрывают доверие граждан к пенсионной системе, они не понимают, какую пенсию они будут по итогам всех реформ получать через 20 лет, говорит Галина Акчурина из ФБК. Люди хотят гарантий получения перечисленных средств в виде пенсии, а в их отсутствие предлагаемая схема не будет мотивировать накопления. Было бы честнее говорить просто о повышении НДФЛ.