Братский выбор председателя Си

Как Китай и Россия брали друг с друга пример

В том, что генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая и председатель КНР Си Цзиньпин на завершившемся на прошлой неделе съезде партии будет переизбран на второй пятилетний срок, никаких сомнений, конечно же, не было. Вопрос был в другом: решится ли он сломать сложившуюся в последние 25 лет традицию регулярной смены правящих элит и представит ли молодого преемника, который займет его место через пять лет? Теперь ответ известен: решился, сломал и не представил, дав тем самым понять, что намерен править Китаем дольше 10 лет, отмеренных его предшественникам.

В России за этим съездом следили почти как за своим, что не удивительно. Ведь хотя поэтический тезис конца 1940-х гг. «русский с китайцем – братья навек» сильно устарел, что-то семейное в наших отношениях все же осталось.

Поначалу старшим братом, с которого следует брать пример, был СССР: мы помогли китайцам победить японцев и чанкайшистов, а китайцы построили у себя социализм даже покруче советского. Но когда Москва вздумала разоблачить культ личности, Пекин со старшим братом надолго разругался: дело даже дошло до семейной драки на острове Даманском, а потом и во Вьетнаме.

Однако в середине 1980-х братья помирились, и тут уже Китай стал примером для суматошной России. В разгар перестройки его у нас хвалили как идеал страны, где социализм успешно сочетается с капитализмом, хотя повторить этот желанный опыт оказалось некому. В конце 1990-х Китай вернул себе Гонконг, напомнив жаждущим исторической справедливости россиянам о проблеме Крыма. Спустя 17 лет Москва эту жажду утолила, правда, совсем не так изящно, как Пекин, который в случае с Гонконгом обошелся без войны и обвинений в нарушении международного права. Ну а когда за Крым пришлось расплачиваться санкциями, в России опять вспомнили про Китай, объявив «поворот на восток». Вот только платить за любые проказы теперь уже младшего братца китайцы явно не торопятся, предпочитая братским узам соображения личной выгоды.

И вот наконец в 2017 г. Си снова решил взять пример с России, вслед за Владимиром Путиным рассудив, что регулярная сменяемость власти не самым лучшим образом сказывается на стабильности государства. И хотя по суммарному руководящему стажу председателю КНР до российского коллеги еще далеко, по длительности непрерывного пребывания у власти председатель Си президента Путина вполне может превзойти – ведь ему не придется даже временно сдавать дела преемнику.