Как потерял власть лидер ЛНР Игорь Плотницкий

Смена власти стала возможной из-за отсутствия единого центра принятия решений в Москве

Неожиданная смена власти в самопровозглашенной Луганской народной республике обнаружила новую ситуацию: переворот стал возможен из-за отсутствия единого центра принятия решений в Москве, чем воспользовались местные группировки в локальной борьбе за власть и доступ к ресурсам.

В минувшие выходные смена власти в ЛНР наконец оформилась юридически: в пятницу проигравший борьбу с местными силовиками президент Игорь Плотницкий написал заявление об отставке, временным главой ЛНР объявлен министр безопасности Леонид Пасечник. Это произошло в нарушение ст. 62 конституции ЛНР, согласно которой в случае досрочного прекращения полномочий президента его обязанности должен исполнять глава Народного совета, - но на следующий день Народный совет эту статью Конституции изменил, сообщило РИА.

Отношения между Плотницким и местными силовиками осложнились еще в 2015 г., а в последний месяц они крайне обострились. Девятого ноября Плотницкий демонстративно выселил министра внутренних дел Игоря Корнета из дома, а 20 ноября издал указ о его увольнении. В ответ 21 ноября силовики перекрыли центр Луганска боевой техникой и вооруженными людьми, объявили об операции по обезвреживанию «украинских агентов в органах власти» и задержали сторонников Плотницкого. Плотницкий, заявив, что сохраняет контроль над ситуацией, отправился в Москву (а 15 ноября поговорил по телефону с Владимиром Путиным). Вернувшись из Москвы, Плотницкий написал прошение об отставке – якобы по состоянию здоровья.

Отстранение Плотницкого отражает противоречивую ситуацию в отношениях между Россией и местными группировками, которые борются за власть и контроль над доходами самопровозглашенной ЛНР. Неудачная попытка Плотницкого решить вопрос в столице подтвердила, что Москва, сохраняя финансовые рычаги влияния на сепаратистов, не всегда успевает своевременно реагировать на конфликты, считает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов, или не всегда считает нужным в них вмешиваться. Давний конфликт президента ЛНР с силовиками прежде смягчался кураторами самопровозглашенных республик в администрации президента и военными. Но Плотницкий переоценил степень поддержки Москвы и уровень централизации решений, полагает политолог Алексей Макаркин. Ситуацию в непризнанных республиках пытаются контролировать не только российские чиновники, но и российские спецслужбы. Сейчас Кремль и Минобороны сконцентрированы на Сирии и влияние спецслужб оказалось весомее.

Кроме того, Плотницкий, пытаясь отстранить силовиков, возможно, нарушил прежние договоренности о контроле над российской помощью. Ситуация отчасти напоминает конец 1980-х гг., когда советские кураторы были уверены, что контролируют ситуацию в Афганистане, но местные политики использовали противоречия между КГБ, Минобороны и МИДом в своих целях, отмечает Макаркин. В мае 1986 г. по настоянию Политбюро ЦК КПСС генсек Народно-демократической партии Афганистана Бабрак Кармаль подал в отставку «по болезни», уступив место руководителю органов безопасности Мохаммаду Наджибулле, что продлило власть просоветского режима, но не решило внутренних проблем страны. Слабая по сравнению с советским периодом координация работы ведомств провоцирует конкуренцию между кураторами непризнанных республик и ее использование местными игроками.