Как поделить трубу

Модель газового рынка от ЦСР не учитывает аппаратный вес ведущих игроков отрасли
Мы подготовили доклад и вскоре будем его обсуждать
Алексей Кудринпредседатель Счетной палаты

Похоже, где-то наверху недавно перечитывали Булгакова. Возможно, даже коллективно. Потому как знаменитое шариковское «Да что тут предлагать? Голова пухнет. Взять всё, да и поделить...» все чаще проглядывает в качестве нового (или старого, как посмотреть) лейтмотива предложений по развитию экономики страны в самых разных ее проявлениях и в исполнении самых разных политических деятелей. Андрей Белоусов тут вот недавно, буквально в августе, сформулировал новый закон капитализма: делиться, мол, надо. А капиталисты-то и не знали... НДС подняли, что суть тоже «добрать» и «перераспределить», пенсионный возраст – в ту же копилку.

Проект «форсированного развития институтов» газовой отрасли, подготовленный Центром стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, вполне себе в общую стратегию укладывается. «Бизнесмены» попросили подготовить, признался Кудрин, говоря об исследовании, которым в течение последнего года занимался ЦСР. Кто конкретно, он уточнять не стал. Возможно, потому, что перечисление заняло бы слишком много времени. Отнять у «Газпрома» контроль над трубами внутри страны и эксклюзивный доступ к экспортным – а это два краеугольных камня предлагаемой реформы – за последние годы предлагалось бессчетное количество раз. Один только Игорь Сечин сколько писем написал! У него уже и рамочное соглашение с BP подписано. И Леонид Михельсон, было время, его поддерживал. Теперь, правда, основной угрозой экономике «Новатэка» стала не монополия «Газпрома» на экспорт по трубе, а желание «Роснефти» монополизировать строительство СПГ-танкеров по неочевидной стоимости. Да что там, с идеей «выпилить» из «Газпрома» управление комплексом газопроводов выступал еще Герман Греф в 2003 г., возглавлявший тогда Минэкономразвития.

До сих пор «Газпром» всегда находил возможность отбиться от подобных предложений. И для этого ему хватало всего-то двух аргументов. Первый: сохранение централизованного управления трубами – залог надежности газоснабжения страны. Об этом напоминал Алексей Миллер в 2003 г. в письме президенту. Письмо было декабрьское, а Россия – страна северная... Второй – угроза снижения поступлений в бюджет от экспорта газа, если «Газпрому» придется на внешних рынках конкурировать с другими российскими поставщиками. И не надо, мол, ломать то, что и так хорошо работает. Тем более экспортные рекорды ставятся один за другим.

Теоретическая модель светлого будущего отрасли, описанная в проекте доклада ЦСР, по-своему прекрасна. И утопична. Вывод из-под контроля «Газпрома» оператора ЕСГ в ней приводит к созданию прозрачного и исключительно конкурентного внутреннего рынка. Независимые производители газа добровольно снимают с «Газпрома» часть социальной нагрузки, становясь гарантирующими поставщиками для целых регионов. Все вместе они начиная с 2021 г. стремятся оптимизировать издержки и снижать для промышленности цены. Государство компаниям в этом активно помогает, вводя квоты на добычу. И все бьются за долю внутреннего рынка. Потому что с 2028 г. обещано: пропорционально этой доле будут давать квоты не только на добычу, но и на экспорт. Не то чтобы право... Оно будет исключительно у государства. Но хотя бы надежду, что часть добытого газа заберет по повышенной стоимости. Этакий газовый социализм.

В модели газового рынка ЦСР есть огрехи: построенная по аналогии с рынком мощности, она вводит понятие «банк недобытого газа» и предполагает возможность оперативного регулирования добычи на месторождениях. Но главное – учитывая множество переменных и прогнозных значений, она не способна оценить аппаратный вес ведущих игроков. «Газпром» всегда просил о сохранении монополии на экспорт. Независимые – о перераспределении именно экспортных доходов, а не дополнительной нагрузки. Против такой реформы объединятся все, считают эксперты.

Но их мнение могут проигнорировать, глядя на обещанные в докладе +1,5% к ежегодному росту ВВП и дополнительные 3 трлн руб. бюджетных поступлений ежегодно (ну и что, что с 2035 г.) – они стоят того, чтобы попробовать. Это ж сколько всего еще в новых майских указах напланировать можно будет...