Статья опубликована в № 4664 от 01.10.2018 под заголовком: Цитата недели: «Мы подготовили доклад и вскоре будем его обсуждать». Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты

Как поделить трубу

Модель газового рынка от ЦСР не учитывает аппаратный вес ведущих игроков отрасли
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Мы подготовили доклад и вскоре будем его обсуждать
Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты

Похоже, где-то наверху недавно перечитывали Булгакова. Возможно, даже коллективно. Потому как знаменитое шариковское «Да что тут предлагать? Голова пухнет. Взять всё, да и поделить...» все чаще проглядывает в качестве нового (или старого, как посмотреть) лейтмотива предложений по развитию экономики страны в самых разных ее проявлениях и в исполнении самых разных политических деятелей. Андрей Белоусов тут вот недавно, буквально в августе, сформулировал новый закон капитализма: делиться, мол, надо. А капиталисты-то и не знали... НДС подняли, что суть тоже «добрать» и «перераспределить», пенсионный возраст – в ту же копилку.

Проект «форсированного развития институтов» газовой отрасли, подготовленный Центром стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, вполне себе в общую стратегию укладывается. «Бизнесмены» попросили подготовить, признался Кудрин, говоря об исследовании, которым в течение последнего года занимался ЦСР. Кто конкретно, он уточнять не стал. Возможно, потому, что перечисление заняло бы слишком много времени. Отнять у «Газпрома» контроль над трубами внутри страны и эксклюзивный доступ к экспортным – а это два краеугольных камня предлагаемой реформы – за последние годы предлагалось бессчетное количество раз. Один только Игорь Сечин сколько писем написал! У него уже и рамочное соглашение с BP подписано. И Леонид Михельсон, было время, его поддерживал. Теперь, правда, основной угрозой экономике «Новатэка» стала не монополия «Газпрома» на экспорт по трубе, а желание «Роснефти» монополизировать строительство СПГ-танкеров по неочевидной стоимости. Да что там, с идеей «выпилить» из «Газпрома» управление комплексом газопроводов выступал еще Герман Греф в 2003 г., возглавлявший тогда Минэкономразвития.

До сих пор «Газпром» всегда находил возможность отбиться от подобных предложений. И для этого ему хватало всего-то двух аргументов. Первый: сохранение централизованного управления трубами – залог надежности газоснабжения страны. Об этом напоминал Алексей Миллер в 2003 г. в письме президенту. Письмо было декабрьское, а Россия – страна северная... Второй – угроза снижения поступлений в бюджет от экспорта газа, если «Газпрому» придется на внешних рынках конкурировать с другими российскими поставщиками. И не надо, мол, ломать то, что и так хорошо работает. Тем более экспортные рекорды ставятся один за другим.

Теоретическая модель светлого будущего отрасли, описанная в проекте доклада ЦСР, по-своему прекрасна. И утопична. Вывод из-под контроля «Газпрома» оператора ЕСГ в ней приводит к созданию прозрачного и исключительно конкурентного внутреннего рынка. Независимые производители газа добровольно снимают с «Газпрома» часть социальной нагрузки, становясь гарантирующими поставщиками для целых регионов. Все вместе они начиная с 2021 г. стремятся оптимизировать издержки и снижать для промышленности цены. Государство компаниям в этом активно помогает, вводя квоты на добычу. И все бьются за долю внутреннего рынка. Потому что с 2028 г. обещано: пропорционально этой доле будут давать квоты не только на добычу, но и на экспорт. Не то чтобы право... Оно будет исключительно у государства. Но хотя бы надежду, что часть добытого газа заберет по повышенной стоимости. Этакий газовый социализм.

В модели газового рынка ЦСР есть огрехи: построенная по аналогии с рынком мощности, она вводит понятие «банк недобытого газа» и предполагает возможность оперативного регулирования добычи на месторождениях. Но главное – учитывая множество переменных и прогнозных значений, она не способна оценить аппаратный вес ведущих игроков. «Газпром» всегда просил о сохранении монополии на экспорт. Независимые – о перераспределении именно экспортных доходов, а не дополнительной нагрузки. Против такой реформы объединятся все, считают эксперты.

Но их мнение могут проигнорировать, глядя на обещанные в докладе +1,5% к ежегодному росту ВВП и дополнительные 3 трлн руб. бюджетных поступлений ежегодно (ну и что, что с 2035 г.) – они стоят того, чтобы попробовать. Это ж сколько всего еще в новых майских указах напланировать можно будет...

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more