Как наказывать пьяного преступника

Алкогольное и наркотическое опьянения перестали быть отягчающим преступление обстоятельством – но к росту «пьяной» преступности это привести не должно

Описанная в легендарной комедии «Джентльмены удачи» схема «украл, выпил, в тюрьму» не должна больше быть правилом при вынесении приговора. Требование Верховного суда (ВС) дифференцированно подходить к обстоятельствам преступлений, совершенных в состоянии опьянения, может облегчить участь граждан, совершивших подшофе преступления небольшой тяжести.

Во вторник пленум ВС подтвердил и уточнил высказанную три года назад позицию о необходимости отказа от сложившегося в советские годы подхода к опьянению как обстоятельству, безусловно ужесточающему вину подсудимого. В постановлении пленума отмечено: «Само по себе употребление алкоголя <...> либо других одурманивающих веществ не является основанием для признания обстоятельством, отягчающим наказание». ВС подчеркнул, что суд должен указать мотивы, по которым пришел к такому выводу.

Обыватель может испугаться роста числа «пьяных» преступлений, но такие опасения необоснованны. Речь идет о необходимости более дифференцированного подхода в зависимости от тяжести преступления. Верховный суд рекомендует нижестоящим судам указывать, является ли опьянение отягчающим обстоятельством, и если да, то почему, отмечает директор по исследованиям Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев. Пьяная удаль, ставшая причиной убийства, сексуального насилия или ДТП с тяжкими последствиями, преследовалась и будет преследоваться по всей строгости закона. Напротив, при неумышленных и ненасильственных преступлениях небольшой тяжести выпивка может уже не считаться отягчающим обстоятельством. По данным судебного департамента при ВС, число осужденных, совершивших преступления в состоянии опьянения, в 2008–2017 гг. колебалось от 259 483 (2008 г.) до 180 700 (2013 г.) человек, в 2017 г. их было 232 851. Доля пьяных осужденных колеблется от 24,6 до 34,5%.

До 1917 г. состояние опьянения считалось, наоборот, смягчающим обстоятельством при совершении ненасильственных преступлений, напоминает Титаев. А вот при Андропове и Горбачеве оно стало отягчающим обстоятельством при любом преступлении. Российские же суды, если речь не идет о насильственном преступлении, нередко относятся к пьяным подсудимым даже снисходительнее, чем к трезвым: мол, не в себе был человек, бес попутал.