Почему у МТС не получилось в Узбекистане

Договариваться с чиновниками и их родственниками у российских связистов не получается даже на постсоветском пространстве

На прошлой неделе МТС согласовала с минюстом США и Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) штраф за коррупцию в Узбекистане. Мировое соглашение обойдется оператору в $850 млн. Американские чиновники убеждены, что компания давала взятки структурам, близким к дочери экс-президента Узбекистана Гульнаре Каримовой. Этот маневр, похоже, МТС ничем не помог. Компания дважды (в 2012 и 2016 гг.) уходила с этого рынка, каждый раз, по сути, даря бизнес узбекским властям.

Не то чтобы коррупционный скандал в Узбекистане кого-то удивил. Антикоррупционные штрафы за неподобающие отношения с Каримовой уже заплатили конкуренты МТС – Telia и Veon, видимо, по-другому там работать не получается. МТС этот штраф тоже не убьет – средства для его выплаты она зарезервировала еще в III квартале прошлого года. Однако мировое соглашение, подписанное в прошлый четверг, – это очередное напоминание о том, как российские сотовые компании хотели стать транснациональными, но так и не смогли.

Например, с туркменского рынка та же МТС уже уходила дважды – в последний раз в 2017 г. – и теперь ведет тяжбу с властями Туркмении в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров. Veon, материнский холдинг российского «Вымпелкома», в прошлом году покинул Таджикистан, а в позапрошлом – объявил о планах ухода из Лаоса. Не получилось и у «мамы» МТС – АФК «Система» – стать заметным участником сотового рынка Индии. И таких примеров еще много.

Что будет дальше? Ну вот, к примеру, сейчас МТС (под брендом Vodafone) и «Киевстар», входящий в Veon, работают на Украине. Пока неплохо работают. Но что будет дальше в сфере конструктивных российско-украинских отношений, можно только гадать.

Похоже, планы российских связистов (и компаний с российскими корнями) по строительству сотовых империй, простирающихся от Северного Ледовитого океана до Индийского, остались в прошлом навсегда. Чего не хватило российским связистам для триумфальной экспансии на международный рынок – денег, времени, политического ресурса и гибкости, деловой хватки, – сказать сложно. Может быть, всего этого вместе. Можно лишь констатировать: договариваться с чиновниками (их родственниками) у российских операторов не получается даже на постсоветском пространстве. Пока есть четкая тенденция к сокращению числа стран, в которых они присутствуют, и не видно ничего, что способствовало бы обратному.

Так получилось, что МТС подписала мировое соглашение с американцами вскоре после того, как стало известно о ее намерении уйти с Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE). Делистинг, конечно, не спас бы МТС от антикоррупционного расследования. Однако совпадение показательное: в 2000-х гг. деньги иностранных инвесторов во многом нужны были сотовым операторам для международной экспансии. Которая в итоге захлебнулась.

В России у операторов перспективы тоже не радужные. Необходимость исполнять закон Яровой и, возможно, следовать новым положениям, касающимся государственного управления рунетом, ничего хорошего не сулят телекоммуникационным компаниям. При том что доходы российского рынка связи растут на считанные проценты в год – потому что новым пользователям просто неоткуда взяться. Операторы мучительно ищут новые источники доходов, что получается пока не очень, но совершенно ясно, что на заграничных рынках отыскать их точно не получится.