Как перинатальные центры столкнулись с проблемой «хорошей статистики»

Готовность спасать детей и матерей в сложных случаях входит в противоречие со ставкой на улучшение статистики

С 2010 г. по нацпроекту «Здоровье» и программе развития перинатальных центров государство выделило свыше 130 млрд руб. на строительство 56 современных перинатальных центров в российских регионах. Цель – создать условия для оказания «доступной и качественной медицинской помощи матерям и детям», снизить материнскую, младенческую и детскую смертность. Благое дело: в кои-то веки одна из крупнейших в мире сырьевых держав не жалеет денег на детей.

Открывались центры торжественно: например, в Брянск приезжал лично президент Владимир Путин. Но после праздника, как водится, наступали суровые будни с кровью, слезами, роженицами с патологиями, недоношенными младенцами весом меньше килограмма. Эти будни как раз и стали камнем преткновения в вопросах исполнения правительственных наказов.

Перинатальный центр от обычного роддома отличается тем, что призван заниматься особо тяжелыми и критическими случаями. На деле это означает, что уровень смертности и число летальных исходов в отдельно взятой клинике такого уровня, скорее всего, будет выше, чем в обычном роддоме, несмотря на супероборудование и высококлассных профессионалов, – хотя в целом по региону подобные центры действительно могут снизить показатели младенческой, детской и материнской смертности. Так миссия, цели и задачи отдельно взятой госпрограммы работают в масштабах страны. Но проблема в том, что задачи ставятся не только на таком уровне: как и главврачи любой больницы, главврачи перинатальных центров вслед за указаниями региональных чиновников здравоохранения заинтересованы в том, чтобы статистика их заведения (а дальше – всего региона) отвечала государственным требованиям и задачам. А одно с другим не всегда бьется: данные Росстата свидетельствуют о росте младенческой смертности в январе – апреле 2018 г. в ряде регионов, несмотря на ввод перинатальных центров, указывал в февральском отчете аудитор Счетной палаты Михаил Мень.

Не удивительно, что многие перинатальные центры оказываются между молотом и наковальней: вот сложные пациенты, которых надо спасать, а вот ориентир на хорошую статистику. Этот конфликт становится особенно заметным теперь, когда перинатальные центры заработали по всей стране.

Так, осенью прошлого года был уволен главный врач перинатального центра в Ростове-на-Дону Валерий Буштырев: в 2016 г. центр под его руководством оказал помощь значительно большему числу пациенток, чем было заложено гарантированным финансированием со стороны регионального отделения Фонда ОМС, писали ростовские СМИ со ссылкой на самого Буштырева. При этом он отказывался «улучшать» статистику по младенческой смертности, как того якобы требовали местные чиновники во исполнение президентских и правительственных указов.

Или другой пример: на прошлой неделе, перед 8 Марта, в ярославском перинатальном центре умерли две новорожденные девочки. Как рассказала на своей странице в Facebook родственница их отца, у его супруги возникла угроза преждевременных родов, пара обратилась в центр, но там им отказали – мол, с такой патологией надо ехать в Москву. В переводе на человеческий: патология – риски, а риски имеют свойство портить отчетность. Москва согласилась принять, но нужно было направление. Его ярославский центр дал, но обычное, бумажное, а надо было электронное. Драгоценное время шло, в итоге ярославский центр вынужден был госпитализировать женщину. Но госпитализировать – не значит помочь: роды вскоре начались, спасти девочек в напичканном по последнему слову техники центре не удалось. Но удалось не испортить статистику. Главврач центра Дмитрий Гурьев в разговоре с порталом 76.ru в детали вдаваться не стал, ссылаясь на медицинскую тайну, лишь отметил: «[Женщина] поступила на раннем этапе беременности – 21 неделя. По российским законам жизнеспособными считаются дети, родившиеся с 22-й недели. Поэтому произошедшее и считается выкидышем».

Кстати, начиная с 2012 г. россияне реже умирают от причин, на которых Владимир Путин поручил сосредоточиться в майских указах (среди них и младенческая смертность), а чаще – от редких болезней и неустановленных причин, обнаружили год назад аналитики РАНХиГС. Так что пока врачи вслед за чиновниками не перестанут ставить интересы статистики выше интересов пациентов, не помогут ни перинатальные центры, оснащенные по последнему слову техники, ни врачи от бога.