Почему освобождение Серебренникова – это еще не оттепель

Замена домашнего ареста на подписку о невыезде – это только маленькая победа здравого смысла над репрессивной логикой

Не день сегодня, а феерия, ликует публика московская. Продолжить цитату, правда, не получится: полной аналогии со знаменитым четверостишием 1953 г. – «открылся ГУМ, накрылся Берия и напечатана Чуковская» – сегодня никак не наблюдается. Но публика московская действительно ликует: к полудню 8 апреля друзья в фейсбуке, и не только театральные, наперебой делились одной большой и радостной новостью: отпустили!

Выражаясь казенным языком, Мосгорсуд удовлетворил апелляцию защиты на продление домашнего ареста фигурантов дела «Седьмой студии», обвиняемых в хищении средств, выделенных на проект «Платформа», – художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова, бывшего генерального директора автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» Юрия Итина и директора Российского академического молодежного театра Софьи Апфельбаум, в период «Платформы» работавшей в Министерстве культуры. Все вышли под подписку о невыезде, все смогут вернуться к работе.

Хотя Серебренников работу и не прекращал: после ареста 23 мая 2017 г. он выпустил два спектакля в «Гоголь-центре» («Маленькие трагедии», номинированные на премию «Золотая маска», и совсем свежее «Барокко»), балет «Нуреев» в Большом театре (номинирован на «Золотую маску») и фильм «Лето», показанный в конкурсе самого престижного мирового кинофестиваля – Каннского.

Официальные лица разного уровня, посещая громкие премьеры арестованного режиссера, высказывались в том смысле, что против современного искусства ничего не имеют, а в остальном разберется суд.

Суд разбирался. Например, был ли на самом деле поставлен спектакль Серебренникова «Сон в летнюю ночь» или просто пригрезился многочисленным зрителям и детально описавшим его рецензентам. Или зачем театру рояль. В общем, было там что послушать и чему подивиться – а люди театра и журналисты ходили на заседания Басманного, Мещанского и Мосгорсуда как на премьеры. Надеясь на чудо и всякий раз покидая зал с опрокинутыми лицами. Чудес не случалось, все доводы защиты уходили в песок, аналогии с театром абсурда чем дальше, тем больше казались дежурными. Вздох облегчения вызвал лишь перевод из СИЗО под домашний арест бывшего генерального продюсера «Седьмой студии» Алексея Малобродского, которому досталось больше всех.

То была маленькая победа человечности (состояние здоровья Малобродского вызывало серьезные опасения). Теперь случилась маленькая победа здравого смысла над репрессивной логикой. Ведь всем совершенно понятно, что ни сбежать за границу (без загранпаспортов), ни повлиять на свидетелей (уже опрошенных судом) Серебренников, Итин и Апфельбаум никак не могут, – зачем же продлевать домашний арест? И вот наконец кто-то там, наверху, передумал и сказал: ну ладно, хватит.

Понятно, что дело «Седьмой студии» при этом не развеялось как дурной сон и приговор будет вынесен – так устроена система. Понятно, что ликование запросто может смениться шоком. Что сегодня у нас не весна и даже не оттепель. Вот и дождь опять пошел. Но то, что под этим дождем трое людей снова могут идти, куда захотят – по любимым переулкам, в театр, к друзьям, – в любом случае повод для радости. И даже, чего уж там, для феерии.