Когда все кандидаты разонравились

Электоральные рейтинги Владимира Путина упали вслед за рейтингами одобрения деятельности

Электоральные рейтинги Владимира Путина просели вслед за снижением уровня одобрения его деятельности. Но снижение доли готовых проголосовать за президента и рост абсентеизма нельзя объяснить одними только демобилизационными настроениями спустя год после президентской кампании 2018 г.: избиратели устали от имитации выборов с предопределенным исходом с участием надоевших спарринг-партнеров первого лица и отсутствием новых фигур.

«Левада-центр» опубликовал результаты очередного опроса о готовности проголосовать за того или иного кандидата на президентских выборах, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье. Цифры можно назвать предсказуемыми и неожиданными одновременно. Действующий президент по-прежнему может не сомневаться в своей победе: ему отдали бы свои голоса 41% от общего количества опрошенных и 55% респондентов, готовых принять участие в голосовании. Ближайшие потенциальные преследователи – Владимир Жириновский и Павел Грудинин – набрали бы лишь 6 и 5% от числа намеренных голосовать. Но и уровень электоральной поддержки Алексея Навального не вырос, оставшись на уровне 1%.

Однако уровень поддержки Путина существенно снизился по сравнению с последними годами (57% от общего числа, 70% от готовых проголосовать год назад) и близок к показателям декабря 2011 г., периода пика протестных настроений после думских выборов (36% от общего числа опрошенных). Столь существенное снижение, равно как и рост доли не знающих, за кого они бы проголосовали, объясняется не только послевыборной политической демобилизацией. Это не означает выраженного роста протестных настроений, но отражает общее охлаждение отношения обывателей к власти и первому лицу, считает социолог «Левада-центра» Алексей Левинсон.

Выросшая почти вдвое (с 10 до 19%) за пять лет доля тех, кто не намерен участвовать в выборах, демонстрирует также разочарование россиян в нынешней политической системе, которая препятствует появлению новых ярких кандидатов и реальной и содержательной конкуренции на выборах. Люди разочарованы редко меняющимся и поднадоевшим набором кандидатов и программ. Привыкший к возможности разнообразного выбора в повседневной жизни избиратель видит в бюллетене не ставший привычным в быту супермаркет, а идейно-политическое сельпо. Число оттенков серого в России на порядок меньше, чем 50, о которых говорят российские эксперты, намекая на отсутствие реального выбора и конкуренции в нынешней президентской кампании на Украине.

Такой расклад повышает вероятность «голосования ногами» или выбора в пользу экзотического, но минимально отличающегося от навязываемого сверху кандидата не только на региональных, но и на федеральных выборах. И если бы социологи, как и в августе 2017 г., предложили избирателю мифического претендента вроде Андрея Семенова, доля готовых проголосовать за него, не исключено, могла бы существенно вырасти по сравнению с тогдашними 18%.