Когда все кандидаты разонравились

Электоральные рейтинги Владимира Путина упали вслед за рейтингами одобрения деятельности
Андрей Гордеев / Ведомости

Электоральные рейтинги Владимира Путина просели вслед за снижением уровня одобрения его деятельности. Но снижение доли готовых проголосовать за президента и рост абсентеизма нельзя объяснить одними только демобилизационными настроениями спустя год после президентской кампании 2018 г.: избиратели устали от имитации выборов с предопределенным исходом с участием надоевших спарринг-партнеров первого лица и отсутствием новых фигур.

«Левада-центр» опубликовал результаты очередного опроса о готовности проголосовать за того или иного кандидата на президентских выборах, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье. Цифры можно назвать предсказуемыми и неожиданными одновременно. Действующий президент по-прежнему может не сомневаться в своей победе: ему отдали бы свои голоса 41% от общего количества опрошенных и 55% респондентов, готовых принять участие в голосовании. Ближайшие потенциальные преследователи – Владимир Жириновский и Павел Грудинин – набрали бы лишь 6 и 5% от числа намеренных голосовать. Но и уровень электоральной поддержки Алексея Навального не вырос, оставшись на уровне 1%.

Однако уровень поддержки Путина существенно снизился по сравнению с последними годами (57% от общего числа, 70% от готовых проголосовать год назад) и близок к показателям декабря 2011 г., периода пика протестных настроений после думских выборов (36% от общего числа опрошенных). Столь существенное снижение, равно как и рост доли не знающих, за кого они бы проголосовали, объясняется не только послевыборной политической демобилизацией. Это не означает выраженного роста протестных настроений, но отражает общее охлаждение отношения обывателей к власти и первому лицу, считает социолог «Левада-центра» Алексей Левинсон.

Выросшая почти вдвое (с 10 до 19%) за пять лет доля тех, кто не намерен участвовать в выборах, демонстрирует также разочарование россиян в нынешней политической системе, которая препятствует появлению новых ярких кандидатов и реальной и содержательной конкуренции на выборах. Люди разочарованы редко меняющимся и поднадоевшим набором кандидатов и программ. Привыкший к возможности разнообразного выбора в повседневной жизни избиратель видит в бюллетене не ставший привычным в быту супермаркет, а идейно-политическое сельпо. Число оттенков серого в России на порядок меньше, чем 50, о которых говорят российские эксперты, намекая на отсутствие реального выбора и конкуренции в нынешней президентской кампании на Украине.

Такой расклад повышает вероятность «голосования ногами» или выбора в пользу экзотического, но минимально отличающегося от навязываемого сверху кандидата не только на региональных, но и на федеральных выборах. И если бы социологи, как и в августе 2017 г., предложили избирателю мифического претендента вроде Андрея Семенова, доля готовых проголосовать за него, не исключено, могла бы существенно вырасти по сравнению с тогдашними 18%.