Зачем ВЭБ.РФ строительные подрядчики

Российская экономика пытается найти резервы для нацпроектов внутри системы

Минстрой поддерживает создание строительной госкорпорации на базе ВЭБ.РФ, заявил министр Владимир Якушев, пролив свет на то, во что превращается ВЭБ под руководством Игоря Шувалова. Похоже на квазиминистерство капитального строительства, оценивали собеседники «Ведомостей» идею выкупа ВЭБом долей и акций (30–49%) крупнейших инфраструктурных подрядчиков – «Мостотреста» Аркадия Ротенберга и группы компаний «1520» Алексея Крапивина и его партнеров.

Информацию о сделке представитель ВЭБа пока называет слухами. Но подтверждений все больше: 15 апреля доля Валерия Маркелова в ГК «1520» была оформлена на Крапивина, сообщил РБК, а за две недели до этого на «1520» официально была перерегистрирована «Бамстроймеханизация».

Госкорпорация глубоко убыточна (по итогам 2018 г. ее убыток – 176 млрд руб.), а единственная хорошая новость пока в том, что размер убытка по сравнению с предыдущим годом сократился почти на 40% (прежде госкорпорация обещала выйти на прибыль в 2018 г.). Портфель кредитов сокращается. Но ВЭБ может себе позволить заплатить за строителей 30–130 млрд руб. и даже больше: ликвидности достаточно. ВЭБу предстоит заниматься нацпроектами, в которых президент отвел институту развития ключевую роль, стройка найдется фактически в любом из них.

Основной темой публичных выступлений предшественника Шувалова Сергея Горькова была цифровизация – впрочем, до практической реализации идей дело не дошло. Сам Шувалов одержим урбанистикой, это его идефикс, говорит один из его бывших коллег по правительству. Ходили слухи, что опыт московской реновации Шувалов хотел бы распространить на всю страну, но, если вопрос и обсуждался в высоких кабинетах, денег на это не нашли.

Вызывает вопросы то, почему Шувалов, известный своей практичностью, предпочитает, чтобы ВЭБ лишь координировал действия других институтов развития (Корпорации МСП, Российского экспортного центра), а строительными подрядчиками – владел. Возможно, российская экономика, прочность которой все еще испытывается санкциями, пытается найти резервы для нацпроектов внутри системы – сжимая строительную маржу. С авторитетом Ротенберга в транспорте прежде никто не спорил – покупка ВЭБом доли в «Мостотресте» пока выглядит как ослабление его позиций, хотя его знакомые уверяют, что это лишь перегруппировка.

Вероятно, причина в другом – строительство серьезно зарегулировано. Среднестатистический строитель ежедневно вынужден использовать все свои связи, чтобы отбиваться от силовиков. Строителям то и дело приходится вести стройку, не имея на руках всех необходимых разрешений, иначе они сорвут сроки. ВЭБ может помочь уцелеть и ГК «1520» – крупнейшему подрядчику РЖД, в то время как один из акционеров ГК, Маркелов, находится в СИЗО, а другой, Борис Ушерович, заочно арестован.

При каждой крупной стройке мы теряем строителей, отмечает замгубернатора одного из регионов: к примеру, жертвой олимпийской стройки пал «Мостовик». Это не всегда следствие их недобросовестности. Человек, который построит дорогу в России с применением самых современных европейских технологий, немедленно угодит за решетку, иронизирует участник совещаний в правительстве: стандарты устарели, а исключения из них, спецтехусловия, выдаются редко. Наступил момент, когда любому строителю выгоднее иметь в акционерах государство, говорит региональный чиновник.