Как становятся персональными функционерами

В системе, где опыт – не главное достоинство кандидатов, даже самые фантастические варианты кадровых перестановок могут казаться правдоподобными

Слухи о перемещениях в высших эшелонах государственной власти России и реакция на них отражают нынешнюю кадровую политику Кремля, когда на важнейшие должности не только претендуют, но и вполне могут быть назначены люди, чья предыдущая карьера никак или мало связана с новым постом.

В среду газета «Коммерсантъ» написала о вероятной скорой отставке председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и ее замене на директора Службы внешней разведки (СВР), экс-председателя Госдумы Сергея Нарышкина, затем о том же со ссылкой на близкие к Кремлю источники сообщил телеканал «Дождь». Пресс-секретарь Матвиенко Владислав Пономаренко заявил, что не комментирует слухи, затем пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что в Кремле не известно о подобных планах.

Такого рода сигнальные ракеты появляются регулярно, иногда приобретая вид откровенного троллинга, как в случае с недавно отметившей 70-летие Матвиенко, которую источники прочили в главы Пенсионного фонда. Однако активное обсуждение несостоявшихся назначений среди политологов и в социальных сетях вполне достоверно описывает действующие механизмы кадровых назначений на высшие госдолжности и смещения с них, где сочетаются советские номенклатурные подходы и древние принципы кланов и клиентел.

Люди с определенным политически-бюрократическим багажом имеют положение, напоминающее номенклатуру ЦК КПСС. Счастливцы, достигшие этих высот, могли перемещаться на должности и позиции, которые мало соответствовали их прежней деятельности. Партфункционеры становились руководителями КГБ и министрами внутренних дел, а специалистов по промышленности перебрасывали на культуру или сельское хозяйство. Это отчасти иллюстрирует и карьера Нарышкина: бывший, как писали СМИ, сотрудник спецслужб с бюрократическим опытом в 2011 г. стал председателем Госдумы, не имея опыта публичной политики. В советские годы отставникам предлагали почетную, но реально малозначимую должность в общественных организациях или пост посла. Сейчас, как это было с бывшим главой администрации президента Сергеем Ивановым или экс-премьером и экс-директором СВР Михаилом Фрадковым, – на госслужбе. Матвиенко, правда, уже была послом в Греции в конце 1990-х.

Слухи о новом назначении Нарышкина подчеркивают и роль Совета Федерации в политической иерархии. Верхняя палата парламента с важнейшими полномочиями (в том числе объявление военного положения и отрешение президента от должности) нередко формируется не снизу, из регионов, а сверху, как это было и с Матвиенко, срочно избранной муниципальным депутатом и почти сразу – председателем верхней палаты.