Чем обернутся планы правительства легализовать личные подсобные хозяйства

Фискальная инициатива появилась не ко времени и может спровоцировать новый виток недоверия

Обусловленное фискальными и контрольными интересами стремление правительства легализовать миллионы личных подсобных хозяйств россиян вряд ли будет успешным, но может спровоцировать новый виток недоверия обывателей к государству и его институтам.

В пятницу премьер Дмитрий Медведев поручил Минфину, Минэкономразвития и Корпорации малого и среднего предпринимательства подготовить к 20 мая предложения о механизмах легализации личных подсобных хозяйств (ЛПХ) граждан. Официальная цель – вовлечь их в сельхозкооперацию и(или) распространить на них налог на профессиональный доход. Поручение подготовлено по итогам недавней встречи с малым и средним бизнесом в Перми, где предприниматели пожаловались премьеру и министру экономразвития Максиму Орешкину на конкуренцию личных хозяйств.

В соцсетях предложение правительства уже сравнивают с послевоенными налоговыми нововведениями Иосифа Сталина и инициативами Никиты Хрущева в середине 1950-х. Такие сравнения, наверное, чрезмерны. В 1947 г., писал сталинский нарком и затем министр финансов Арсений Зверев, сельхозналог с одного двора вырос в 1,8 раза, повысились сборы за скот и плодовые деревья, что привело к снижению поголовья скота и вырубке садов. Губительно сказавшиеся на сельском хозяйстве СССР решения Хрущева резко увеличили сборы с личных хозяйств колхозников.

Сейчас речь скорее идет о стремлении государства максимально контролировать хозяйственную деятельность и о традиционном для бюрократии неумении внятно разъяснять свои намерения десяткам миллионов людей: в России, по данным сельхозпереписи 2016 г., зарегистрировано 23,5 млн ЛПХ. Возможно, власти намерены разделить их на «хозяйства выживания» и нацеленные на извлечение дохода, предполагает социолог Симон Кордонский. Но и последних, как указывали на выездном заседании правительства, немало – 2,4 млн. Не ясно, по каким критериям чиновники будут отделять одни от других. Кроме того, это начинание наверняка встретит сопротивление местных властей, считает Кордонский: муниципальные бюджеты во многом зависят от неформальных платежей «больших» ЛПХ.

Идея обложить дополнительным налогом миллионы ЛПХ в стране, где нет необлагаемого минимума и почти 19 млн человек живут за чертой бедности, кажется как минимум не вполне своевременной. У государства и сейчас достаточно способов взыскать деньги с человека, ведущего предпринимательскую деятельность. В нынешнем неясно сформулированном виде она выглядит угрожающе и способна укрепить нежелание платить налоги, отмечает партнер Taxаdvisor Дмитрий Костальгин.