Как декларации стали декорациями

Высокий уровень общественного недоверия к декларациям чиновников как итог антикоррупционной политики государства

Тотальное недоверие граждан к официальным данным о доходах и активах госслужащих вызвано несоответствием их образа жизни и официальных зарплат и отражает неудачи антикоррупционной политики государства.

«Левада-центр» обнародовал результаты апрельского опроса об уровне доверия россиян к данным деклараций чиновников о доходах и имуществе, которые они должны ежегодно предоставлять с 2009 г. И без того невысокая доля доверяющих опубликованным сведениям в последние годы сокращается. Доля респондентов, полагающих, что чиновники показывают в декларации меньшую или ничтожно малую часть своих доходов и имущества, выросла: 66% в 2015 г., 61% в 2017 г. и 77% в 2019 г., а доля тех, кто считает декларации полностью или большей частью достоверными, уменьшилась: в 2015 г. так считали 23% опрошенных, в 2017 г. – 20%. В апреле 2019 г. так думали уже 14%, причем доля считающих декларации полностью достоверными уже близка к статпогрешности – 3%.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил недоверие подавляющего большинства опрошенных к информации из деклараций слабой информированностью о системе проверок. По его мнению, «эта система вскрывает и незначительные какие-то, скажем так, ошибки, технические и другие ошибки – сознательные или несознательные, допускаемые госслужащими в процессе декларирования». Его попытка дедраматизировать неприятные цифры понятна, но объяснение не выглядит убедительным.

Слабой информированностью недоверие можно было объяснить в начале декларационной кампании – т. е. 10 лет назад. Сейчас эту претензию можно адресовать самому себе, пиаровским и кадровым службам ведомств, не разъяснившим, кто и как проверяет декларации чиновников и как их наказывали за недостоверные данные. Масштабы сокрытий мы узнаем по отрывочным данным: в недавнем отчете генпрокурор Юрий Чайка сообщил о 231 000 нарушений госслужащими антикоррупционного законодательства, из них треть – 77 000 – касалась нарушения запретов и ограничений, в том числе недостоверного декларирования, из-за утраты доверия было уволено 1300 человек.

Больше подробностей и причин для недоверия декларационным данным мы узнаем из антикоррупционных расследований. Так, ФБК регулярно рассказывает про недвижимость высших госчиновников, руководителей парламента, силовиков и глав госкомпаний, стоимость которой значительно превосходит их официальные доходы за последние годы или даже за весь их трудовой стаж. Однако внятные ответы, на какие средства они приобретались, звучат крайне редко и часто тоже оказываются неубедительными, но к громким отставкам не приводят. Так публикация деклараций превращается из антикоррупционного механизма в простую формальность.