Чем российский политработник отличается от советского

Минобороны представило свое видение воспитания военных и российского социума в целом

Министерство обороны считает ошибкой деполитизацию армии и намерено воспитывать военнослужащих-государственников, формируя у них мировоззрение, в котором причудливо сочетаются наследие советского ГлавПУРа, современный казенный патриотизм и религиозность.

В день столетия создания Политуправления Красной армии начальник воссозданного летом 2018 г. Главного политического управления Минобороны генерал-полковник Андрей Картаполов выступил в «Красной звезде» с программной статьей, в которой суммирует опыт прежней политработы и описывает будущие методы идеологического воспитания военнослужащих.

Строевой и штабной генерал, перейдя в сферу воспитания и пропаганды, намерен «взять лучшее из опыта Русской и Советской армий». Он намерен формировать у военных политическое сознание и иммунитет к чуждым обществу ценностям. Государственность, гражданственность, патриотизм, воинский долг и честь, жертвенность, святость и соборность Картаполов назвал «каркасом воинского служения». Причудливое сочетание (напоминающее «пятиединство» антиутопии Владимира Войновича «Москва 2042» – «народность, партийность, религиозность, бдительность и госбезопасность») должно сформировать воина-государственника и носителя традиционных духовно-нравственных ценностей. По мнению генерала, требуется переходить к формированию политического сознания, высоких нравственных и волевых качеств, иммунитета к чуждым нашему обществу идейным и культурным ценностям не только у военных, но и «у всего российского социума в целом».

Политзанятия Картаполов называет одним из основных предметов боевой и профессионально-должностной подготовки и важнейшей формой воспитания. Новый ГлавПУР, в котором работает более 11 000 военных и гражданских специалистов, копирует практики работы времен Алексея Епишева, когда партийное начетничество отрывало солдат и матросов от боевой подготовки, но никак не мешало дедовщине и межнациональным трениям. Не исключено, что Картаполов надеется на религию, но ключевое внимание уделяется созданию парков «Патриот» во всех воинских городках и частях (138 в 55 гарнизонах) и подготовке к 75-летию Победы. Ведь «наши противники порочат, извращают самое дорогое для народа России – память о Великой Отечественной войне».

Преемственность с ГлавПУРом заметна и здесь: Епишев обвинял в искажении подвига советского народа воспоминания Константина Симонова о первых месяцах войны и настоял на отмене их публикации.

Пожалуй, главным отличием риторики генерала Картаполова от его предшественников советских времен является отсутствие в ней призывов крепить партийные ряды и неукоснительно выполнять решения съездов «руководящей и направляющей». Возможно, это временный недостаток: ведь российскому ГлавПУРу нет еще и года.