Знай свой мусор

Аналитик Иван Барсола о том, как наладить систему по обращению с отходами в России

Система управления отходами в том виде, в котором она существовала до конца 2018 г., досталась нам в наследство от СССР. Плановая экономика невольно обеспечивала соблюдение стандартов современного потребления, которым позавидовали бы самые развитые страны мира, – многоразовая тара, экологичная бумажная упаковка, переработка и повторное использование стекла. Отходов было немного, а их состав, где преобладала органика, подходил для утилизации на полигонах. За последние 30 лет культура потребления, а соответственно, и структура отходов в стране кардинально изменились, и это нашло отражение в проекте стартовавшей недавно мусорной реформы.

По данным Минприроды, в России образуется более 70 млн т ТКО ежегодно, более 90% из которых попадает на полигоны и несанкционированные свалки. Желание государства вывести этот сектор из тени, а также нарастающая социальная напряженность, рост внимания к проблемам экологии стали основными причинами проведения давно назревшей отраслевой реформы. Был разработан нацпроект «Экология» с бюджетом более 4 трлн руб., из которых 457 млрд пойдут на проекты, связанные непосредственно с системой управления отходами. К 2024 г. на переработку должно направляться 60% ТКО. В начале года приступили к работе региональные операторы и был подписан указ о создании Российского экологического оператора (РЭО) – профильной федеральной структуры.

После того как были анонсированы бюджет на трансформацию системы и различные льготы для компаний, появилось много желающих принять участие в новой кампании. Так, например, план строительства 220 мусороперерабатывающих комплексов по всей стране за 290 млрд руб. появился среди проектов для компаний из «списка Белоусова», 39 из них собираются запустить уже в этом году. В ближайшие 2–3 года также будут построены четыре завода термической переработки ТКО в Подмосковье и Татарстане.

Заработать планировали и компании, ставшие регоператорами. Сделать это оказалось не так просто – президент поручил зафиксировать тарифы на вывоз мусора для населения, а собираемость платы в некоторых регионах уже сейчас настолько низкая, что местные операторы угрожают остановить работу. В таких условиях об инвестиционных бюджетах на строительство мощностей по сортировке и переработке говорить не приходится. Ранее глава РЭО Денис Буцаев отмечал, что в этой отрасли не может быть «быстрых и хайповых» денег, но это может стать устойчивым долгосрочным бизнесом с хорошими экономическими показателями. Однако для этого потребуется решить нескольких фундаментальных проблем, иначе созданная система вряд ли заработает, не говоря уже о том, чтобы приносить прибыль.

Главная трудность – мы ничего не знаем о нашем мусоре. Выделяются бюджеты, планируется строительство комплексов по переработке, но совершенно не понятно, на основании чего ведется эта работа. В России очень низкое качество статданных об обращении с отходами. Проблемы начинаются уже на этапе подсчета их объема – анализ различных источников, проведенный КПМГ, показал разброс цифр от 35 млн до 81 млн т ТКО, производимых в России ежегодно. Информация в территориальных схемах не унифицирована, зачастую данные представляются в виде общего количества всех отходов даже без деления на бытовые и производственные, где-то объемы рассчитаны на основе методик еще 1990 г., а где-то и вовсе не указаны – в том числе в регионах со столицами-миллионниками, а значит, построение новой системы управления ТБО может превратиться в процесс ради процесса.

Чтобы вторичное использование стало экономически целесообразным, должны быть обеспечены объемы для загрузки сортировщиков и переработчиков. В свою очередь, чтобы обеспечить объемы и строить на местах соответствующие мощности, необходимо знать структуру отходов, которая очень сильно отличается в разных регионах, в городе и на селе и даже в разных районах одного населенного пункта. Важен и фактор сезонности: например, летом образуется больше органического мусора за счет отходов от овощей и фруктов, а зимой – больше упаковки от продуктов.

От структуры собираемого мусора будет зависеть экономика конкретного предприятия. Скажем, если регоператору достается много пластика и алюминия – ему повезло, нужно только отсортировать и продать их. Если же в структуре отходов преобладают пищевые отходы, то нужно подумать над тем, как их переработать в продукт, который будет иметь спрос. Операторы, которые проведут работу по подсчету того, что у них есть, и правильно спланируют дальнейшие шаги, смогут построить инфраструктуру, способную на самом деле приносить прибыль.

Экономическая целесообразность любого предприятия определяется не только потенциальными доходами, но и правильно подсчитанными расходами. Стоимость сбора отходов сильно зависит от вотчины оператора – сельская ли это местность или городская, область или мегаполис. Основные факторы создания стоимости – расстояние, которое влияет на расходы на топливо, правильная частотность и планирование загрузки мощностей, а значит, тщательно планировать необходимо и логистику.

Важен и подбор подходящей техники для сбора мусора. Очевидно, что в крупных городах нужны небольшие, маневренные автомобили, для сельской местности более вместительные. Кроме того, необходимо внести ясность в единицы измерения, которыми пользуются в отрасли: сегодня норма накопления, из которой рассчитываются тарифы, все еще измеряется в кубометрах, а мусорные компании оперируют тоннами. В зависимости от выбранной регионом модели – переработка или сжигание – определяется целесообразность прессовки отходов, а следовательно, модель мусоровоза и единицы измерения.

Наконец, последний, но тоже важный элемент системы – это спрос на продукцию переработки отходов, который сегодня в России практически отсутствует. На первых этапах, вероятно, потребуется участие регулятора для нормативно-правового стимулирования использования вторичных ресурсов. На спрос также будут влиять различные факторы, которые должны быть учтены уже сегодня при создании инфраструктуры: качество и дальнейшая применимость вторичного сырья, возможность обеспечения непрерывного потока сырья, волатильность цен на продукты переработки, стоимость и качество первичного материала. Построение системы управления отходами фактически с нуля – задача непростая, но не невыполнимая. В мире есть много примеров успешной реализации таких проектов в рамках рыночных правил. Важно понимать, что факторами этого успеха стали не только правильные действия бизнеса и государства в части планирования, регулирования и создания спроса, но и активная работа с населением.

Например, в последние десятилетия в США и странах Европы используется подход трех R: Reduce. Reuse. Recycle – «Уменьшить потребление. Использовать снова. Переработать». Этот метод борьбы с ростом количества отходов заключается в том, что предприниматели выпускают более экономичные упаковки, а потребители учатся многократно использовать имеющиеся у них вещи. Работает система депозитов, напоминающая старую советскую: при покупке товаров в таре, которую можно переработать, например в бутылках, покупатель платит определенную сумму в качестве залога. При сдаче бутылки он получает эти деньги обратно. Эту практику, возможно, возродят и в России: этот вопрос Минпромторгу, Минприроды и Минэкономразвития в 2018 г. поручил проработать премьер Дмитрий Медведев.

Также активно используется расширенная ответственность производителей, когда они оплачивают часть стоимости или сами обеспечивают переработку материалов из их продукции. Этот подход применяется в России с конца 2014 г. и сейчас требует адаптации в рамках начавшейся реформы.

Как показывают соцопросы, немалая доля жителей России готова к раздельному сбору мусора, но при этом у части общества уже сформировалось негативное отношение к начавшейся реформе. Изменить его, повысив перспективы ее успеха, можно только в атмосфере информационной открытости и демонстрируя готовность идти не на конфликт, а на диалог.

Автор — директор группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ