Статья опубликована в № 4833 от 14.06.2019 под заголовком: Конкуренция с секретом

Конкуренция с секретом

Не самые выдающиеся результаты работы системы госзакупок — следствие того, что государство пытается одновременно сделать их прозрачными и защищать интересы силовиков

Стремление властей усовершенствовать госзакупки напоминают попытки реформирования избирательной системы, где задачи организации прозрачных выборов сочетаются с попытками сохранить предсказуемость результатов. Требования большей прозрачности и конкурентности в сфере госзакупок входят в противоречие с объясняемым интересами обороны и внешней политики засекречиванием торгов, что ведет к сужению конкуренции и скромному снижению цен.

Отчет Счетной палаты (СП) о развитии системы госзакупок за последние пять лет показал: попытки добиться повышения конкуренции поставщиков и снижения цен (а значит, экономии расходов госбюджета и средств налогоплательщиков) привели к довольно скромным результатам.

Нельзя сказать, что власть бездействовала. Были приняты законы, облегчившие доступ к госзакупкам малому и среднему бизнесу. По данным СП, в 2014–2018 гг. закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций выросли в 3,5 раза до 3,2 трлн руб.

Однако ситуация с закупками у единственных поставщиков не улучшилась. Принятый в декабре 2017 г. национальный план развития конкуренции предусматривал в том числе и подготовку госорганами и естественными монополиями плана по сокращению объема закупок у единственного поставщика. Однако, по данным СП, доля закупок у единственного поставщика, выбранного госзаказчиком, в 2018 г. составила 53,6% от их общей суммы.

В этом немалая заслуга самого государства. В исследовании «Трансперенси интернешнл – Россия» о госзакупках отмечается, что только в 2017 г. президент и правительство подписали не менее 93 актов о проведении закупок у единственного поставщика, на их основании заключили 3837 контрактов на 418 млрд руб. Иногда такие закупки вызваны политическими соображениями: их засекречивают в том числе для того, чтобы не подставлять компании под международные санкции, например за работу в Крыму. Соображениями безопасности и защиты гостайны силовики нередко объясняют засекречивание закупок, представляющих интерес для общественности. В конце 2017 г. право закрытых закупок получили Минобороны, ФСБ и СВР, в январе 2019 г. таких же прав попросила ФСО (проект находится в правительстве), в апреле – Росгвардия. Возможно, ее руководству не хочется публично отвечать, обоснованы ли претензии ФБК относительно завышения цен при закупке продуктов, и объяснять, зачем нужны блюда с позолоченной надписью «От директора Росгвардии» по 280 000 руб. за комплект. Власть, похоже, намекает, что хотела бы сделать закупки эффективнее, но готова не мелочиться, когда дело касается особо важных покупателей.

Читать ещё
Preloader more