Запрет вместо решения

Простых решений сложных экологических проблем не бывает

Последние десятилетия человечество усердно перерабатывает природу в мусор. И большую долю ответственности за ухудшение окружающей среды несут не столько крупные промышленные производства, сколько обычные люди, мусорящие во время своего отдыха на природе.

Байкал – излюбленное место для посещения российских и зарубежных туристов. В 2017 г. на озеро приехали более 2,5 млн официальных туристов, с каждым годом их число растет, свидетельствуют данные Минприроды. Кроме того, есть много диких туристов – людей, которые приезжают на Байкал на машинах, чтобы пожить на озере в палатках и пожарить там шашлыки.

А еще на берегу озера как грибы строятся маленькие гостиницы, причем ни одна из них не оснащается очистными сооружениями – «все идет в Байкал», пожаловался во вторник спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов и признал, что рано или поздно приток туристов на Байкал придется ограничивать.

Примеры таких ограничений уже есть. Так, власти Филиппин решили закрыть самый популярный у туристов остров в стране – Боракай – на полгода, чтобы очистить его от мусора. А после ограничили число людей, которые могут там находиться, ежедневно – лишь 19 000 туристов и 15 000 рабочих. Также на острове введены новые правила: пляжные вечеринки, курение и употребление спиртных напитков на пляже запрещены.

Ситуация в зоне Байкальской природной территории действительно с каждым годом ухудшается – в 90% поселений вокруг озера нет очистных сооружений, у половины тех, которые функционируют, истек срок эксплуатации, приводила данные секретарь научного совета по Байкалу Сибирского отделения РАН Ирина Орлова. Почти у 10 водных объектов природной территории вода загрязнена либо очень сильно, либо экстремально, отчитывался Росприроднадзор. Растут выбросы (на 7,3% в 2017 г.), сбросы сточных вод (на 12,6%) и число экологических преступлений (на 17,3%) – в основном незаконная вырубка лесов или их повреждение, сообщает Минприроды.

Но так ли существенна в этом вина туристов? Последние годы российским чиновникам все чаще приходится обращать внимание на неприятные для них экологические проблемы. Большая часть вопросов и обращений на прямую линию президента России Владимира Путина касалась именно мусора, свалок и строительства мусоросжигательных заводов. Но реагируют на них чиновники традиционно – перекладывают вину за накопившиеся проблемы на обычных людей, в случае с Байкалом – на туристов.

Вместо того чтобы запрещать туристам приезжать на озеро, правильнее, но сложнее было бы решать экологические проблемы региона. Вводить организованный туристический поток на Байкал, ставить урны, организовывать раздельный сбор мусора, следить за его вывозом и переработкой в регионе. Но власти предпочитают прибегать к простым решениям – для сохранения Байкала предлагают ограничить поток туристов, для строительства дублера Щелковского шоссе – вырубить часть парка «Лосиный остров», вместо проведения сложной «мусорной реформы» – разрешить еще четыре года возить мусор на опасные нелегальные свалки.

Оттягивать решение экологических проблем можно еще десятилетиями, но, как писал американский философ Генри Дэвид Торо, много ли пользы от дома, если у вас нет сносной планеты, на которой можно его поставить?