Ваш дом не крепость и не ваш

Исключительные случаи принудительного изъятия земли могут стать нормой

Право частной собственности в России, в том числе на такие важные для человека объекты, как квартира или дом, становится все более условным. Государство стремится расширить сферу упрощенного порядка изъятия недвижимости, превратить его из исключения в обыденность.

Госдума, как сообщает «Коммерсантъ», готова вернуться к обсуждению поправок в Градостроительный и Земельный кодексы, принятых в первом чтении в октябре 2018 г. Это правительственный законопроект, меняющий порядок планировки территорий для комплексного развития муниципальных образований. Подготовленные с полугодовым опозданием правительственные поправки носят скорее технический характер и не меняют сути новеллы – возможности изымать недвижимость, в том числе жилую и не признанную аварийной, для реализации планов «комплексного развития территорий». В пояснительной записке авторы законопроекта утверждают, что его главная цель – вовлечение в градостроительные программы «депрессивных» площадей: они часто запущены или используются неэффективно, к тому же часть их занята «самовольными постройками».

Предложения правительства упрощают принудительное изъятие недвижимости, в том числе не признанной аварийной, для целей комплексного развития территорий фактически без учета мнения собственников жилья в многоквартирных домах. Инициатива отдается муниципалитетам, т. е. низовому уровню, коррумпировать представителей которого, очевидно, и проще, и дешевле, чем людей, стоящих на более высоких ступенях власти. Общественный совет при Минстрое, пишет «Коммерсантъ», возражал против такого подхода, указывая, что он «не соответствует современной политике защиты имущественных и жилищных прав граждан», и ссылаясь на международный опыт, который предполагает добровольное согласие большинства жителей на включение в программы развития. Но возражения совета в предложенные ко второму чтению поправки не вошли, отмечает «Коммерсантъ».

Предлагаемая правительством новелла – еще одно звено в ограничении права граждан на собственность. Такие опыты уже были, но прежде упрощенное изъятие земли и недвижимости объясняли особыми обстоятельствами: саммитом АТЭС, Олимпиадой, ЧМ-2018. Сейчас чрезвычайное предлагают сделать обыденным, обосновывая право вторжения государства в пространство частной собственности необходимостью абстрактного «гармоничного» развития территорий, которая часто совпадает с интересами конкретных девелоперов. Упоминание авторами пояснительной записки слова «самострой» доказывает, что церемониться государство не намерено: при необходимости документы о собственности назовут, как это уже случалось раньше, «фальшивыми бумажками». Государство еще раз намекает гражданам, что их право на частную собственность не безусловно, что они лишь временные держатели «бумажки», которую государство вправе отозвать в любой момент. Отсюда недалеко до социального взрыва.