Кредит доверия для Зеленского

Политолог Алексей Макаркин о результатах выборов в Верховную раду Украины

Результаты украинских парламентских выборов показали, что избиратели подтвердили кредит доверия президенту Владимиру Зеленскому для реализации его политического курса. Пропрезидентская партия «Слуга народа» получила абсолютное большинство депутатских мест и победила почти повсеместно, исключая Донецкую, Луганскую и Львовскую области. Она набрала существенно больше голосов, чем Зеленский в первом туре президентских выборов, – таким образом, президент сохранил свой ядерный электорат и часть избирателей, голосовавших прежде всего против Петра Порошенко. Вопрос в том, что он сможет сделать в условиях слабого государства и сильной олигархии.

Эффект разочарования

Результаты президентских и парламентских выборов в значительной степени связаны с разочарованием общества пятилетием власти Порошенко, опиравшегося в своей деятельности на традиционалистскую триаду «язык – армия – церковь». Но она мало вдохновила общество в отсутствие успехов в экономике и социальной сфере. Активная украинизация вызывала отторжение даже у многих из тех, кто выступает за украинский язык как единственный государственный. Церковная тема не приоритетна для украинцев, и «предвыборное» получение Православной церковью Украины томоса от константинопольского патриарха большинство восприняло равнодушно.

Оставалась армия. На первый взгляд Порошенко здесь мог предъявить обществу результаты: украинские вооруженные силы стали значительно боеспособнее, чем в 2014 г. И Порошенко подчеркивал свою роль верховного главнокомандующего. Но для избирателей более значимой оказалась оборотная сторона. А там вспомнились незабытый разгром под Иловайском и обвинения в коррупции в военно-промышленной сфере. И главное, усталость от длительных боевых действий на востоке Украины, которым не видно конца.

Отсутствие военных успехов сказалось на судьбе всех партий, выступавших за жесткий курс в отношении ДНР – ЛНР. «Батькивщина» Юлии Тимошенко получила примерно столько же голосов, сколько и «Европейская солидарность» Порошенко. Националисты потерпели крах: в Раду не прошла Радикальная партия Олега Ляшко, сочетающего агрессивный эпатаж и склонность к циничному торгу, а праворадикальная «Свобода» не смогла вернуться в парламент.

Пророссийская тройка

В то же время прошедшие выборы нельзя назвать удачными для условно пророссийских партий. Условно – поскольку для всех украинских игроков приоритетны собственные интересы.

Партия Виктора Медведчука «Оппозиционная платформа – За жизнь» получила меньше голосов, чем рассчитывала. Это, вероятно, связано с двумя факторами. Первый лежит на поверхности: в выборах участвовал и «Оппозиционный блок», серьезный проект, поддержанный Ринатом Ахметовым и включавший в себя немало бывших регионалов, в том числе мэров Одессы и Харькова Геннадия Труханова и Геннадия Кернеса, поэтому Медведчуку не удалось консолидировать бывшую партию Виктора Януковича. Кроме того, активно раскручивавшаяся в интернете партия пророссийского блогера-эмигранта Анатолия Шария отобрала у Медведчука молодую часть пророссийского электората. Шарий выглядел для нее прикольным, а Медведчук – скучным. В сумме проекты Ахметова и Шария получили более 5% голосов, на которые мог рассчитывать Медведчук. Второй фактор, представляется, связан с тем, что Медведчук переборщил, подчеркивая свои тесные связи с Россией. Пророссийский избиратель неоднороден, и часть из них сознательно проголосовали за более удаленных от Кремля деятелей.

Запрос на обновление

На этом фоне очевиден успех Зеленского, продолжающего продвигать идею обновления украинской политики. Идея не новая. Еще в 2014 г. ее активно и успешно продвигал мэр Львова Андрей Садовый, создавший партию «Самопомощь» из активистов гражданского общества, ранее не избиравшихся в органы власти. Эта партия получила около 11% голосов, много для нового проекта, не связанного с властью. Взлет «Самопомощи» сменился падением, связанным и с разочарованием избирателей в эффективности партии, и со снижением популярности Садового. Теперь «Самопомощь» не имела шансов на успех, но запрос на обновление остался.

Неудивительно, что Зеленский не включил в список «Слуги народа» ни одного бывшего депутата: это позволило ему отмежеваться от непопулярной элиты. И в качестве кандидатов на пост премьера рассматриваются фигуры, мало известные обществу и не вызывающие у него раздражения. Два бывших министра, Александр Данилюк (экс-глава минфина, ныне секретарь Совета национальной безопасности и обороны, один из немногих чиновников, поставивших на Зеленского, когда его еще не воспринимали всерьез) и Айварас Абромавичюс (бывший министр экономики, не сработавшийся с Порошенко). Два топ-менеджера «Нафтогаза»: Андрей Коболев и Юрий Витренко, пришедшие в компанию в 2014 г. и участвовавшие в процессе против «Газпрома» в cтокгольмском арбитраже, а также бывший банкир, ныне заместитель исполнительного директора МВФ Владислав Рашкован.

Запрос на обновление использовал и музыкант Святослав Вакарчук, возглавивший вновь созданную партию «Голос», ориентированную в первую очередь на западных украинцев, разочаровавшихся и в Порошенко, и в Тимошенко. Вакарчук, подражая Зеленскому, собрал новых людей с чистыми биографиями, но провел неубедительную кампанию. Однако его избиратель простил ему технологические просчеты, незнание тарифов на газ и все ради этого же запроса провел «Голос» в Раду. Зеленский уже заявил, что будет вести переговоры с Вакарчуком о создании коалиции – понятно, что на своих условиях. Арифметически он может создать однопартийное правительство, но тогда не с кем будет делить ответственность.

Избиратели ждут от Зеленского реализации предвыборных обещаний: борьбы с коррупцией, экономического подъема, урегулирования конфликта на востоке. Но здесь пока больше проблем. Экономику можно развивать в пределах бюджетных возможностей – а стране надо расплачиваться по кредитам МВФ (в Киеве уже заявили, что продолжат сотрудничество с фондом). Касаясь борьбы с коррупцией, Зеленский анонсирует аресты и даже люстрацию соратников Порошенко (как это сочетается с бывшими министрами при Порошенко Данилюком и Абромавичюсом – отдельный вопрос). Не ясно также, насколько президенту, связанному с одним из наиболее влиятельных олигархов Украины, Игорем Коломойским, удастся решить проблему системной коррупции.

Что же до проблемы востока Украины, то на российском направлении Зеленский предпочитает действовать напрямую, что показал его звонок Владимиру Путину. Для Зеленского Медведчук неприятен как посредник, однако Путин демонстрирует максимум благожелательности именно в отношении Медведчука. Но дело не только в личностях: пока Зеленский успешно маневрировал, понравившись и харьковчанам, и тернопольцам, чьи взгляды по возможному статусу Донбасса сильно отличаются, но теперь придется действовать. А возможностей для маневра у Зеленского здесь немного, несмотря на доминирование в Раде. Ни на федерализацию, ни на признание русского языка вторым государственным, ни на де-факто независимый статус Донбасса (с формальным оставлением в составе Украины) он не пойдет. А на другие варианты может не согласиться Москва. Поэтому если оптимизм здесь и возможен, то крайне осторожный.

Так что запрос на обновление есть, кредит доверия тоже. Но если у Зеленского не будет получаться с обновлением, кредит может быстро закончиться.

Автор – первый вице-президент Центра политических технологий