Когда Войнович и Оруэлл становятся реальностью

Российская бюрократия превращает абсурд в норму повседневности

События вокруг выборов в Мосгордуму (и не только их) создают впечатление, что отечественная бюрократия действует, взяв за образцы антиутопии прошлого века, и, помножив их на произведения обэриутов, убеждает окружающих в честности собственной лжи и превращает абсурд в норму.

Фантасмагория началась не вчера. Тенденцию задала еще в апреле член Совета Федерации Елена Мизулина, на форуме безопасного интернета: «Я могу сказать, что чем больше прав у нас будет, тем мы менее свободны» (цитата по «РИА Новости»). После того как в соцсетях и СМИ слова Мизулиной сравнили с оруэлловским лозунгом «Свобода – это рабство!», она обвинила процитировавших ее в искажении информации и пригрозила им «законом о фейкньюс». Вскоре появились первые дела по закону об оскорблении власти – эти оскорбления нашлись в словах и танцах.

Однако в последние недели абсурд захлестнул реальность, стал повседневностью и нормой. Например, кандидаты в депутаты Мосгордумы завершили сбор подписей. Избиркомы изучали их подлинность, но вот парадокс: внимательнее других они изучали материалы не претендентов, чьи штабы и волонтеров москвичи не заметили, а, напротив, тех, кто работал публично. Неугодным кандидатам нередко не давали присутствовать на проверке подписей. Отказ в регистрации независимым кандидатам вызвал спонтанные выступления возмущенных произволом горожан в центре Москвы.

Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий», но не против членов избиркомов и экспертов, чьи заключения могут лишить десятки тысяч горожан представительства в городском парламенте, а против митинговавших. Само же стихийное выступление назвали «заведомо незаконным и несогласованным» и угрозой применения насилия в отношении представителей горизбиркома, хотя 14 июля пострадали только манифестанты.

Затем представители горизбиркома назвали митинг политическим давлением, признав, что неспособны общаться с горожанами, стремящимися защитить ключевое политическое право – избирать и быть избранным.

Антиутопия продолжалась и дальше. В субботу после разрешенного городскими властями митинга полицейские задержали Алексея Кутенкова и сломали ему руку. Несмотря на видео, где Кутенков и не пытается сопротивляться, суд оштрафовал его с традиционной формулировкой о доверии сотрудникам полиции, вместо того чтобы передать дело об их произволе в прокуратуру или Следственный комитет России.

Наконец, в среду после встречи с не допущенными на выборы в Мосгордуму кандидатами председатель Центризбиркома Элла Памфилова на зависть Даниилу Хармсу сообщила, что отказ в их регистрации выгоден... Алексею Навальному.

Возможно, Памфилова пытается вынудить Мосгоризбирком зарегистрировать «отказников», действуя в привычной для бюрократии абсурдной логике.