Сергей Чемезов как главный козырь авиастроителей

Только избранные руководители российских компаний могут попросить деньги напрямую у Владимира Путина

Гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов встретился в понедельник с Владимиром Путиным и попросил президента докапитализировать Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) на 300 млрд руб. Эти средства нужны на финансовое оздоровление заводов ОАК, а также на среднемагистральный самолет МС-21.

На МС-21 сейчас сходятся все надежды российского гражданского авиастроения. Это единственная гражданская программа ОАК, имеющая мощный коммерческий рыночный и даже экспортный потенциал. После того как в 2018 г. Airbus поглотила проект среднемагистральных лайнеров CSeries канадской Bombardier, а Boeing запустил сделку по покупке аналогичной программы бразильской Embraer, мировая дуополия стала окончательной и бесповоротной.

В борьбу за гигантский мировой рынок примерно в 1000 самолетов в год и должен ввязаться МС-21. Если самолет выйдет таким хорошим, как обещают, он сделает отечественное гражданское авиастроение снова великим. Эту карту в 2017–2018 гг. мастерски разыграл Чемезов, когда вел эпическую битву за ОАК с самим премьер-министром Дмитрием Медведевым и тогдашним профильным вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Верховные чиновники хотели оставить ОАК (крупнейший российский машиностроительный холдинг с консолидированной выручкой в 2017 г. в 452 млрд руб.) в собственности Росимущества, Чемезов хотел взять ОАК под свое крыло.

«Ростех», как и ОАК, принадлежит государству. Какой смысл перекладывать холдинг из одного госкармана в другой? Экономически – никакого. Я, по крайней мере, не припоминаю ни одного внятного аргумента. Это был классический передел административного влияния. Например, когда российские истребители победоносно громят повстанцев в Сирии, то в одном случае орлами выглядят члены правительства, в другом – руководитель «Ростеха». Я не придумываю: такое популярное объяснение я слышал в самой ОАК.

Так вот, экономических и бизнес-доводов ни у одной из сторон не было. Но Чемезов обещал Путину, что «Ростех» вложит 50 млрд руб. в программу МС-21. ОАК еще не переняла полностью западную модель производства, из-за снижения военных заказов сильно страдает от избыточных мощностей и неэффективного производства. Лишних денег на МС-21 у ОАК нет. Такой щедрый посул стороне Медведева/Рогозина крыть было нечем. Когда весной 2018 г. Рогозина из правительства пересадили в «Роскосмос», стало ясно, что трофей достанется «Ростеху». Что и подтвердил октябрьский указ Путина о передаче ОАК.

Но теперь Чемезов просит деньги на МС-21 в бюджете. Получается, ранее он блефовал, играл с правительством на чужие? Нет и еще раз нет. Возможность попросить денег у Путина в России такая же твердая валюта, как доллар или евро. Кто заявит со 100%-ной уверенностью, что ОАК сама могла бы выбить в бюджете 300 млрд руб., из которых лишь 50 млрд пойдут на МС-21, а бо́льшая часть – на поддержание военных заводов холдинга (очень насущная задача)? На такое способны лишь очень немногие люди в нашей стране. Чемезов входит в их число, и в этом как раз и заключаются бенефиты для ОАК в смене контролирующего акционера.