Кто забыл о Хиросиме

Угроза ядерной войны призрачна для молодых россиян

Классика советской песни – «Солнечному миру – да! да! да! Ядерному взрыву – нет! нет! нет!» – похоже, основательно забыта россиянами, как и опыт применения атомного оружия – бомбардировки японских Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 г. Опрос, проведенный ВЦИОМом накануне Всемирного дня борьбы за запрещение ядерного оружия, который отмечается в день бомбардировки Хиросимы, показал, что угроза не кажется реальной значительной части респондентов, а список стран, потенциально угрожающих России применением, формируется во многом текущей внешнеполитической повесткой и пропагандой.

Как следует из результатов опроса, почти половина взрослого населения России (46%) вовсе не боится наступления ядерной войны, еще треть испытывает лишь некоторое беспокойство. Сильную тревогу и постоянный страх ощущает в сумме меньше 20% опрошенных. Более высокий уровень тревожности демонстрируют респонденты старших возрастов (среди опрошенных старше 60 лет – 32%), что логично: они застали времена, когда такая угроза воспринималась всерьез, а кадры с ядерным грибом регулярно мелькали на телеэкранах. Они же куда лучше помнят о бомбардировках японских городов (больше 70% во всех когортах старше 35 лет), больше всего память подводит тех, кто учился в школе в нулевые – среди них самый высокий процент (27% при среднем 21%) тех, кто никогда не слышал о применении атомного оружия «в реальных боевых конфликтах». У младших поколений ассоциации, похоже, другие, бравурные: то Дмитрий Киселев напомнит, что Россия может превратить США «в радиоактивный пепел», то Владимир Путин напомнит о готовности применить ядерное оружие в ответ на встречный удар и пообещает всем россиянам, как мученикам, попадание в рай. Президента услышали: в то, что в мировой ядерной войне можно будет выжить, верит лишь каждый шестой.

Примечателен список стран, от которых, по мнению респондентов ВЦИОМа, исходит потенциальная угроза применения ядерного оружия против России. Социологи не предлагали респондентам готовые варианты ответов, они называли их сами: так в списке оказались даже не члены мирового ядерного клуба – Украина и Польша (3 и 1% соответственно), но не попала, например, Индия. Такой список сформировался с учетом современной внешнеполитической повестки в широком смысле, отмечает руководитель Центра социально-экономических исследований РАНХиГС Олег Чернозуб, – от общего ухудшения отношений с Западом в последние годы до новостей о ядерной программе Ирана, это проекции внешнеполитических страхов россиян в целом. 1%, правда, боится, что угрозу для России представляет сама Россия или ее власти, столько же считают, что угроза исходит от запрещенного ИГИЛа.