Поединок камлающих

Конфликт шаманов-лоялистов с шаманом-оппозиционером – не такой уж абсурдистский сюжет для страны, где шаманских практик не чурается и власть

Конфликт бурятских шаманов, стоящих за дело укрепления России, с якутским шаманом, идущим в Москву «изгонять бесов» из Владимира Путина, кажется сюжетом сказочным и сюрреалистичным: впрочем, в стране, где заклинают не только дождь, но и экономический рост, даже и приключения шамана можно рассматривать под углом борьбы за ресурс потусторонних сил.

«Мне бог сказал, что Путин не человек, а демон, и я должен его изгнать», – пояснял 51-летний Александр Габышев, в прошлом сварщик, а теперь шаман. Но Путин, по его мнению, сильный демон, чтобы его одолеть, нужно набраться магических сил от людей и природы. Для этого шаман Габышев в марте отправился в Москву пешком и к концу августа преодолел больше 2000 км. По ходу дела шаман еще больше политизировался: в Чите он принял участие в митинге КПРФ, чем возмутил местных иерархов РПЦ, которые увидели в действиях Габышева признаки «демагогии и экстремизма», а на границе с Бурятией ему навстречу вышли местные шаманы, чтобы не дать Габышеву попасть в республику (в Улан-Удэ он тоже хотел прийти на митинг). Местная шаманская организация «Тэнгэри» зарегистрирована в Минюсте и в отличие от шамана Габышева власть поддерживает: зимой ее шаманы принесли в жертву пять верблюдов «на укрепление России и ее народов». Бурятские шаманы попрекнули шамана Габышева нарушением заветов и потребовали признать, что он не шаман, а самозванец, пригрозив ему карой богов. На что Габышев ответил, что мнение бурятских коллег услышал, но все равно считает себя шаманом, и продолжил путь в Москву в обход Улан-Удэ – остановить его не удалось.

Бурятские шаманы – не первые язычники, поддерживающие светскую власть. В феврале 2019 г., например, в Москве прошло собрание «сильнейших ведьм страны» – они хотели послать «силу» президенту и поднять его рекордно низкий тогда рейтинг доверия (но, кажется, ведьмы оказались все-таки не сильнейшими).

Но нельзя сказать, что и власть чурается шаманских практик: заклинания экономического роста, камланий вокруг цены на нефть, жертвоприношений оппозиционеров или предпенсионеров, изгнания демонов из силовых структур, упования на решение высших сил. Коммуникация с богами – это своего рода административный ресурс: кто лучше умеет общаться с богами, задабривать их и получать блага земные – тот и сильный шаман. В этом смысле шаманы и смертные элиты должны понимать друг друга. Но и обыватели, кажется, не чужды такого образа мыслей: жители Якутии на форумах уже высказывают опасения, что появление якутского шамана-оппозиционера может разозлить богов там, наверху, в Москве, – и, например, лишить Якутск долгожданного моста через Лену. Правда, до идеи изгнания злых демонов с сияющих вершин их мысли пока не доходят.