Можно ли гордиться продолжительностью жизни россиян

Темпы роста в 2019 году оптимистичные, но это эффект низкой базы

Темпы роста продолжительности жизни в России вызывают гордость у чиновников, отвечающих за здравоохранение. Повод для радости есть, но это скорее эффект низкой базы, пока по продолжительности жизни Россия отстает от европейских стран. Разрыв между мужчинами и женщинами остается значительным – и это уже повод для беспокойства.

Выступая на Восточном экономическом форуме, министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщила о рекордном, по ее данным, росте продолжительности жизни россиян за семь7 месяцев 2019 г. и новом возрастном рубеже: для мужчин это 68,5 года, для женщин – 78,5 (в 2018 г., по данным Росстата, 67,8 и 77,8 года соответственно). Российские темпы роста, по словам министра, превышают мировые показатели. Проверить это, правда, сложно из-за неполноты данных по другим странам. Но в сравнении с российскими данными прошлых лет можно говорить об успехах: так, по итогам 2007 г. продолжительность жизни у мужчин выросла почти на год, у женщин – на 0,7 года.

Ожидаемая продолжительность жизни – один из ключевых показателей, отражающих состояние здоровья населения и успехи государства в борьбе со смертностью, отмечает директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский. За 7семь лет работы Скворцовой на посту министра продолжительность жизни увеличилась на 2,7 года, больше, чем в европейских странах (на год – в Германии и Франции, на 1,8 года – в Эстонии), но это во многом эффект низкой базы. Кроме того, продолжительность жизни в России выше, чем на Украине (72 года), и равна казахстанской, от Эстонии, Литвы и Латвии (78,4, 75,9 и 74,9 года) – Россия отстает, не говоря уже об Испании, Франции и Италии (более 81 года). Кроме того, в России продолжительность жизни мужчин сейчас на уровне США и Европы 30–40-летней давности, а разрыв с этим показателем у женщин остается очень значительным и сокращается медленно.

Даже если удастся выполнить пункт президентского указа о повышении средней продолжительности жизни до 78 лет к 2024 г. (в чем сомневается часть экспертов), это позволит только уменьшить отставание. Для более быстрого роста необходимы более масштабные вложения в медицину, повышающие ее качество и доступность для всего населения, отмечает Вишневский. Также нужно повысить качество питания россиян, изменить их привычки и отношение к собственному здоровью. Пока успехи в этих сферах невелики. Как следствие, нынешние темпы снижения смертности пока не позволяют хотя бы сократить естественную убыль населения, которая, по данным Росстата за первое полугодие 2019 г., выросла по сравнению с первым полугодием 2018 г. на 17,5% до 198 800 человек. Между тем майский указ 2018 г. требует уже к 2024 г. достичь устойчивого естественного прироста населения. Врачи могут снизить смертность и помочь больным, но медицина бессильна в лечении социальной сферы и экономики страны, без подъема которых качество и продолжительность жизни вряд ли быстро и сильно вырастут.