Статья опубликована в № 4896 от 11.09.2019 под заголовком: Цифра недели

Почему ЦБ не ждет от экономики заметного роста

Попытки найти способы стимулировать рост снова и снова заводят власть в ловушку простых решений

Почти весь 2019 год экономисты ухудшали прогнозы роста российской экономики. Минэкономразвития по-прежнему верит в ее рост на скромные 1,3%. Но Центробанк теперь считает такой прогноз оптимистичным сценарием. 1,3% – верхняя граница диапазона прогноза регулятора, который снизил его с 1–1,5 до 0,8–1,3% в пятницу. Ухудшен прогноз и на 2020 г. – до 1,5–2%.

Тему экономического роста власти перекидывают друг другу, как горячую картошку. Достается и ЦБ, который все чаще упрекают за сохранение ключевой ставки на высоком уровне. ЦБ в ответ просит власти уже не столько решать проблемы, которые приводят к замедлению экономики, а хотя бы не создавать новые.

Всю первую половину 2018 г. регулятор ждал от правительства новую программу развития и цену, которую федеральный бюджет за нее заплатит. Неопределенность бюджетной политики и отсутствие каких-либо решений вплоть до самых выборов президента и формирования нового правительства в том числе удерживали регулятора от снижения ставки. В итоге счет за одобренные реформы власти выставили бизнесу и населению, повысив НДС. Рост налоговой нагрузки отложил снижение ставки еще на несколько месяцев, а в конце 2018 г. даже привел к ее повышению.

Уже в этом году ЦБ вновь столкнулся с бюджетными рисками. Деньги, собранные в том числе за счет роста НДС, погрузившееся в бюрократические баталии правительство пока осваивает с трудом. За первую половину 2019 г. из федерального бюджета было израсходовано чуть больше 30% запланированных на реализацию нацпроектов средств. Осваивать деньги догоняющими темпами придется за оставшиеся полгода, что создает новые инфляционные риски, бороться с которыми придется снова ЦБ.

Еще один риск со стороны бюджетной политики ждет ЦБ в 2020 г., когда чиновники смогут расходовать средства фонда национального благосостояния (все, что Минфин накопил свыше 7% ВВП). Лишь один из пяти возможных вариантов инвестирования этих денег не несет экономические и инфляционные риски – если чиновники решат вкладывать деньги в зарубежные финансовые инструменты, а не в российские инфраструктурные проекты или кредиты иностранцам на покупку российских товаров. Об этом ЦБ предупредил в проекте Основных направлений денежно-кредитной политики на 2020–2022 гг.

Но, стремясь выполнить KPI, власти снова оказываются в ловушке поиска простых решений, говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина летом этого года. Рискуют пойти по такому пути чиновники и в этот раз – вскрыв кубышку с деньгами, они рассчитывают стимулировать за счет государственных инвестиций рост частных, тем самым ускорив рост экономики. Но рост будет недолгим, а в краткосрочной перспективе может смениться спадом и снижением даже ниже текущего уровня, предупреждает ЦБ. Ценой же этого роста может стать волатильность курса рубля и новое ужесточение денежно-кредитной политики.

Для устойчивого роста нужно совсем другое – желание бизнеса вкладывать собственные средства. «Готовность взять на себя этот риск напрямую зависит от пресловутого инвестиционного климата», – говорила Набиуллина. Но улучшать его в условиях, когда предприниматели один за другим оказываются за решеткой, иностранные инвесторы обходят Россию стороной, а население все меньше доверяет власти, гораздо сложнее, чем профинансировать проекты близких и дорогих этой власти людей.

Читать ещё
Preloader more