Свое дело страшное

Больше половины россиян не хотят открыть свой бизнес – риски слишком велики

В России растет число людей, не желающих открывать или вести собственное дело. Россияне видят, что потенциальные прибыль и повышение социального статуса не компенсируют рисков лишиться собственности и даже свободы из-за часто меняющихся правил игры, произвола бюрократии и силовиков и предпочитают оставаться наемными работниками или заниматься промыслами, цель которых – не повышение уровня жизни, а только его сохранение.

Центр социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС провел в мае 2019 г. опрос 1215 жителей 27 регионов об отношении к возможности открыть свое дело. По сравнению с 2001 г. доля не желающих заниматься бизнесом заметно выросла – с 43,7 до 57,6%, а доля тех, кто намерен заняться предпринимательством в ближайшее время, увеличилась лишь в рамках статпогрешности – с 2,9 до 4,3%. Доля не желающих вести собственное дело почти вдвое – до 50,3% – выросла среди молодежи 25–29 лет и в 1,5 раза – до 55,3% – у 30–39-летних, т. е. у людей тех возрастов, в которых энергия сочетается со знаниями и накопленным опытом работы. Исключение – молодежь 18–24 лет, среди них доля принципиальных «отказников» от бизнеса незначительно снизилась. Результаты исследования отражают накопившийся за последние годы скептицизм россиян в вопросе шансов на успех собственного дела при неблагоприятном бизнес-климате последних лет, отмечает один из авторов исследования – директор центра Андрей Покида.

Отчасти дело в понимании граждан, что их навыки и черты характера не позволят им достичь успеха, но столь высокий уровень не желающих ни при каких обстоятельствах заниматься бизнесом означает, что они осознают повышенные риски предпринимательства, которые далеко не всегда компенсируются уровнем доходов и (или) привилегированным социальным статусом бизнесмена. Для многих очевидно, что открытие собственного дела в перспективе грозит открытием дела уголовного и утратой вложенных средств, собственности и даже лишением свободы. Главными препятствиями для бизнеса большинство респондентов называют отсутствие средств и высокие налоги, но если в 2001 г. 3-е место среди барьеров занимал рэкет преступников, то теперь – трудность получения разрешений и сертификатов, т. е. рэкет бюрократии. Сыграла свою роль и госполитика, подпитывающая патерналистские настроения и надежду на материальную помощь власти: в 2008–2018 гг., по данным Росстата, доля социальных выплат в доходах россиян выросла с 13,2 до 19,4%, а поступлений от бизнеса снизилась с 10,2 до 7,5%, от собственности – с 6,2 до 4,9%.

Среди молодежи 18–24 лет и самозанятых в ближайшее время заняться бизнесом намерены почти 10% опрошенных. Это вызывает осторожный оптимизм. В 2001 г. заняться бизнесом хотели 5,1% 18–24 летних, сейчас среди этого же повзрослевшего поколения (молодежи 2001 г. сейчас от 36 до 42 лет) свое дело хотят открыть 4,7%.