Куда уходят министры

За редчайшим исключением российские министры после отставки остаются в обойме элиты

Большинство российских министров после завершения работы в правительстве остаются в обойме властной элиты, переходя на ответственные должности в других подразделениях исполнительной власти и в крупные частные и государственные компании. Более редкий переход членов правительства в представительную власть объясняется ее меньшим престижем и значением в глазах высшей бюрократии.

Социолог Денис Тев из петербургского подразделения Социологического института РАН изучил карьеру 221 федерального министра в 1991–2017 гг. после ухода из правительства, результаты его работы опубликованы в журнале «Мир России». Как показал его анализ, внезапный конец карьеры вследствие чрезвычайных обстоятельств или смерти (Алексей Улюкаев, Анатолий Сердюков, Николай Аксененко) остается редким исключением: большинство отставников сохраняют место в истеблишменте.

Работа в правительстве, как правило, гарантирует хорошее трудоустройство. 24 бывших министра (12%) возвращались в правительство на новые должности (например, Сергей Шойгу, Дмитрий Козак, Алексей Гордеев). Экс-министры часто продолжают работу в исполнительной власти (58% отставников). Отчасти это вызвано серией административных реформ, когда министерства преобразовывались в агентства, федеральные службы и госкомитеты, а их руководители сохраняли статус высокопоставленных чиновников. Распространенным вариантом трудоустройства четверти экс-министров стала администрация президента (АП). Престиж и полномочия сотрудников АП позволяют экс-министрам выйти на новый виток карьеры. Менее распространена практика перехода в губернаторы, что стало следствием снижения статуса глав регионов после отмены их прямых выборов в 2004 г. Однако отправка в важный регион дает бывшему министру шанс на возвращение в Москву в новом качестве. Некоторые министры получают дипломатические и иные синекуры.

Не менее частой практикой стало трудоустройство экс-министров в госкорпорации и крупные частные компании (64%). Во многом это вызвано присутствием высших госчиновников в советах директоров этих компаний еще во время пребывания на госслужбе. Перейдя на новое место, они благодаря наработанным личным связям в высших эшелонах власти становятся весомыми лоббистами интересов компаний и занимаются взаимодействием с госорганами и урегулированием конфликтов с ними.

Российские министры значительно реже, чем европейские коллеги, переходят в парламент. Его слабость и зависимость от исполнительной власти подрывает мотивацию министров к избранию в нижнюю палату и назначению в верхнюю, поскольку лишает членов правительства большей части полномочий. Даже преподавательская и научная работа больше привлекает бывших министров – но министры, которые уходят учить и заниматься наукой, как правило, были профессорами или научными работниками и до назначения в правительство.