Не отбрасывать тени

Доля вовлеченных в неформальную экономику россиян сокращается – но это может быть уловкой

Снижение доли россиян, вовлеченных в неформальную экономику, при сохранении лояльного отношения к неофициальной занятости и заработкам отражает недоверие к государству и его попыткам вывести из тени промыслы, приносящие доход обывателям.

Институт общественных наук РАНХиГС опубликовал результаты очередного исследования о вовлеченности россиян в теневой рынок труда и их отношении к неофициальным заработкам, опросив 1215 человек в 27 регионах о занятости без официального оформления трудовых отношений на основной и (или) дополнительной работе и зарплатах «в конвертах» для штатных сотрудников.

По его данным, доля неформальной занятости в последние годы существенно снизилась: в 2013 и 2017 гг. она приближалась к 45%, а в 2019 г. – 32,5%. Но в абсолютных цифрах она остается внушительной: 23,3 млн человек (по данным Росстата за май – июль 2019 г., в стране работает 71,7 млн человек), к которым можно прибавить часть безработных (3,4 млн).

Сокращение неформальной занятости нельзя объяснить успехами правительства, стремящегося ее легализовать, считает автор исследования социолог Андрей Покида. Количество получивших статус самозанятых невелико. Возможно, часть респондентов после обещаний наказывать за работу в тени решили не сообщать исследователям о получении неофициальных доходов. Но главным фактором сокращения неформальной занятости Покида называет снижение доходов россиян, которые остаются ключевыми потребителями и исполнителями неофициальных работ, их рынок сократился.

При этом запрос на неформальные услуги скорее растет: с 2017 по 2019 г. доля респондентов, положительно относящихся к непосредственной оплате работ и услуг строителей, ремонтников, репетиторов, нянь и т. п., выросла с 50,8 до 72,9%. Это означает, что при росте доходов спрос на работы и услуги неформального сектора экономики тоже, вероятно, вырастет. Доля назвавших неформальные (теневые) заработки основным источником дохода меняется мало: 11,9% в 2013 г., 13,6% в 2017 г. и 13,1% в 2019 г.

Сохранение теневых заработков вызвано прежде всего недоверием обывателей к экономической и налоговой политике государства, к тому, что оно будет сколько-нибудь долго соблюдать установленные им же правила игры. Россияне опасаются, что, поверив призывам выйти из тени, они лишатся важного источника доходов. Еще один важный мотив: многие считают неофициальные доходы способом сгладить несправедливость их распределения. Наиболее распространенными ответами россиян о том, что побудило бы их выйти из тени и платить налоги, являются снижение налогов (45,1%), страх наказания (31,5%) и равенство перед законом (30%). Известный исследователь неформальной экономики Симон Кордонский иронизировал, что россияне согласятся легализовать промыслы, когда чиновники начнут платить налоги со взяток.