Вузы для отличников и для троечников

Общий рост среднего балла по ЕГЭ поляризует российскую высшую школу

Российское высшее образование переживает процесс поляризации университетов по качеству принятых студентов, что ведет к растущему различию в качестве образования между ведущими и периферийными вузами и к ухудшению качества специалистов-выпускников по некоторым профессиям.

Высшая школа экономики опубликовала на днях очередной мониторинг качества знаний принятых в высшие учебные заведения абитуриентов, где подсчитала средний проходной балл по единому госэкзамену (ЕГЭ) для абитуриентов, поступающих на бюджетные места. На этот раз в выборку вошло максимальное за все девять лет мониторинга число вузов – 722. Рост выборки объясняется выросшим поступлением данных из филиалов вузов и негосударственных заведений, обучающих студентов на бюджетные средства. В 2019 г. российские университеты установили новые рекорды: число вузов со средним баллом поступления по ЕГЭ на бюджетные места выше 90 по сравнению с 2018 г. выросло с 9 до 14 (в 2012 г. их было всего 2 – МГИМО и МФТИ), с баллом от 80 до 90 – с 15 до 64. По сравнению с 2012 г. общая доля вузов «для отличников» выросла с 3,4 до 10,8%; в основном это университеты обеих столиц и городов с традиционно высоким уровнем образования: Томска, Новосибирска, Казани и Ростова-на-Дону. Доля вузов, куда на бюджетные места принимают с баллами ниже среднего и просто низкими (от 56 до 70 и ниже 56), существенно сократилась, но все еще велика – почти 59%. Рост числа учебных заведений, принимающих только абитуриентов с высокой успеваемостью, объясняется в том числе общим постепенным повышением баллов ЕГЭ по большинству предметов, подстройкой школьного образования к требованиям ЕГЭ.

Мониторинг также показал растущее различие проходных баллов в ведущих и провинциальных вузах (а также в филиалах в небольших городах) и в целом низкие, как правило, оценки зачисленных в сельскохозяйственные и часть транспортных вузов. Отмечается также малая доля бюджетных мест по востребованным специальностям «востоковедение», «лингвистика», «реклама и связи с общественностью», что отсекает от поступления на них талантливых детей из семей с достатком ниже среднего.

Сохранение тенденции расслоения вузов по качеству приема студентов может привести к снижению качества подготовки специалистов по ряду профессий и стать еще одним препятствием для повышения социальной мобильности, отмечает научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.

Государству следует обратить внимание на низкий престиж учебных заведений, готовящих специалистов по отдельным специальностям, и, возможно, выделить несколько профильных вузов, способных стать локомотивами повышения качества образования и репутации этих профессий. А сохранить мотивированных абитуриентов в непрестижных университетах помогут региональные стипендии и создание специальных групп для продвинутых студентов.