Налог на коронавирус

Налоговые последствия закрытия границ для нерезидентных компаний

Пандемия коронавируса вызвала закрытие границ и может привести к неожиданным налоговым последствиям не только для граждан, оставшихся за рубежом или пробывшим в России дольше запланированного, но и для их компаний. В частности, из-за превышения максимально возможного времени пребывания в стране может измениться налоговая резидентность как самих физических лиц, так и компаний, которыми они владеют или управляют. И, соответственно, место, порядок и сумма взимаемых налогов.

Где живет компания

Граждане и компании по умолчанию платят налоги в стране налогового резидентства, т. е. там, где обычно находятся. Если есть доходы в другой стране, то по ним надо отчитываться и платить налоги уже в двух странах. К счастью, большинство стран заключили между собой соглашения об избежании двойного налогообложения (СоИДН), и налоги, уплаченные в другой стране, могут вычитаться из налогов по месту резидентства – нужны только подтверждающие документы и согласие налоговых органов. Резиденты обычно уплачивают в своей стране налоги со своих доходов по всему миру, а нерезиденты – только с доходов в этой стране.

Но если с местом проживания физического лица проблем практически нет, то с компаниями не так все просто. Где, например, находится (в налоговых целях) офшорная компания, весь офис которой – компьютер и телефон, и где он физически будет завтра находиться, неведомо?

Ответ на этот вопрос дают местное законодательство и международные соглашения. Скажем, все организации, зарегистрированные в России (Налоговый кодекс, ст. 246.2), считаются налоговыми резидентами и платят налоги в России. Российскими налоговыми резидентами являются также иностранные компании, которые управляются из России, – если иное не предусмотрено существующими международными соглашениям. Многие европейские страны, США и Канада придерживаются сходной позиции. Такой же подход принят начиная с 2017 г. в Модельной конвенции ОЭСР по налогам на доходы и капитал (ст. 4). Кипр и Сингапур не делят компании на своих и чужих и считают резидентами всех, у кого центр управления в этих странах.

Как бы то ни было, большинство стран признают своими резидентами иностранные компании, у которых центр менеджмента и контроля (ЦМК) находится в этой стране. Поскольку решения принимаются людьми, то ЦМК – это место, где находятся управляющие и владельцы компании. А они могут перемещаться по миру – и центр управления вместе с ними. Поэтому, например, компания, зарегистрированная на Британских Виргинских островах и торгующая бананами по всему миру, если ее директор и владелец – россиянин, постоянно проживающий в своей стране, будет признана налоговым резидентом России и должна платить налоги именно здесь.

Налоговое резидентство и двойное налогообложение

Но вот границы закрыты, и ключевые лица компании вынужденно долгое время находятся в какой-то стране и управляют компанией оттуда. Тогда налоговые органы этой страны могут решить, что теперь ЦМК компании находится здесь, и будут рассматривать компанию как своего налогового резидента – с необходимостью сопутствующей отчетности и уплаты налогов.

На помощь здесь приходят СоИДН. Необходимость их использования в спорных ситуациях подтверждают и опубликованные 3 апреля рекомендации ОЭСР по учету влияния эпидемии на налоговое резидентство. Временная смена обычного местонахождения руководителей является чрезвычайной ситуацией в связи с кризисом COVID-19 и в целом не должна приводить к изменению налогового резидентства компаний.

Разные страны относятся к этой проблеме по-разному. Например, Ирландия тоже заявила, что присутствие физического лица – директора компании в стране, если оно вызвано ограничениями на поездки, связанными с эпидемией, учитываться не будет. Великобритания считает, что, наоборот, никаких специальных налоговых поправок в связи с эпидемией вносить не надо – ее законодательство и так гибкое, – и надо смотреть на состав, регулярность и длительность действий, которые могут привести к изменению налогового статуса.

В отличие от физических лиц, для которых в аналогичной ситуации применяется достаточно проработанное многоступенчатое правило «разрыва связей», для компаний место их резидентства определяется всегда по индивидуальной взаимосогласительной процедуре между налоговыми органами двух стран (п. 3 ст. 4 Модельной конвенции ОЭСР по налогам на доходы и капитал). Захотят ли налоговые органы разбираться с каждым отдельным случаем и тем более отпускать своего резидента – и вместе с ним неуплаченные налоги, – большой вопрос.

В отсутствие такого согласия компании придется платить налоги в обеих странах. Кроме того, не все налоги охватываются СоИДН – например, налоги отдельных штатов США или провинций в других странах.

Для россиян ситуация осложняется еще и тем, что в силу последних российских инициатив по пересмотру СоИДН с некоторыми странами такие соглашения могут быть расторгнуты.

Налоговый смысл дистанционной работы

Помимо налогового резидентства самой компании могут возникнуть проблемы, связанные с фактическим образованием постоянных представительств в других странах. Работа на дому во время карантина может создать для сотрудников компании «постоянное представительство в налоговых целях» в этих странах, что приведет к новым требованиям по подаче отчетов и уплате налогов.

Деятельность физического лица, временно работающего на дому в интересах принципала-нерезидента, может также привести к возникновению постоянного представительства в виде «зависимого агента», если такой представитель заключает контракты от имени компании или играет главную роль при их заключении. Здесь важно оценить, выполняет ли работник эти действия привычным образом или в силу обстоятельств, связанных с эпидемией.

Отдельный вопрос – строительные площадки, которые могут тоже рассматриваться как постоянное представительство иностранного застройщика. Как считает ОЭСР, перерывы в работе таких площадок из-за коронавируса не должны влиять на их налоговый статус.

Главное – в конце: контролируемые иностранные компании

Некоторые российские граждане, имеющие компании и счета за рубежом, с введением законодательства о контролируемых иностранных компаниях (КИК) выехали за рубеж: чтобы выйти из-под его действия, достаточно провести вне страны 183 дня – независимо от наличия российского гражданства, владения многомиллиардным бизнесом и активами, тесных семейных связей и чего-либо еще. Теперь же из-за эпидемии им, возможно, придется пробыть в России суммарно более полугода, и эти граждане станут опять резидентами России. Тогда такие владельцы иностранных активов будут вынуждены отчитываться за свои КИК и движение по счетам в иностранных банках. Острота ситуации заключается в том, что доходом текущего 2020 г. для такого «нового резидента» будет прибыль его компании за прошедший 2019 г., когда невозможность выехать из страны никто и представить себе не мог.

Вторая проблема с КИК – все тот же ЦМК. Если контролирующее лицо постоянно (большую часть года) проживает в России и отсюда же по существу управляет своей КИК, то такая компания может быть признана российским налоговым резидентом со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде отчетности по РСФУ, пересчета всех операций в рубли, появления дохода в виде курсовой разницы и дополнительного налога на прибыль в 20%.

Для россиян – владельцев КИК этот вопрос и так должен был стать весьма острым в ближайшие год – два, а тут еще и границы закрыли. Не исключено также, что какие-то ограничения на перемещения сохранятся – с этой или с той стороны – и после окончания эпидемии.

Что предпринять прямо сейчас

Если у вас есть компании за рубежом, самое время задуматься об их налоговом статусе, который может неожиданно измениться, особенно если нынешняя ситуация продлится достаточно долго. Следует продумать и скорректировать при необходимости планы на второе полугодие и даже на следующий год, имея в виду наихудший из сценариев.

Необходимо принимать во внимание следующее: где обычно и где сейчас проводятся заседания совета директоров или аналогичного органа управления компании – и обязательно вести протоколы таких собраний с учетом комментариев выше; где физически находятся главные органы управления, где находится ее реальный офис и т. д. Необходимо тщательно проанализировать налоговые соглашения между Россией и странами регистрации компаний, нахождения номинальных директоров (если они есть) и места управления компанией.

Следите за публикациями на официальных сайтах налоговых служб других стран. Если вы собирались перемещаться в течение года, – собирайте подтверждения того, что вы действительно собирались выехать, но не смогли из-за официальных запретов. Покидайте «не ту» страну, как только появится возможность.

Воспользуйтесь услугами профессионалов и проведите бизнес и налоговый аудит своих зарубежных структур.

А главное – не забывайте, что жизнь и здоровье ваше и ваших близких важнее всего. Где бы вас ни застала эпидемия, оставайтесь дома!

Автор – старший советник, директор по развитию бизнеса Hill Consulting