Как $1,7 млрд инвестиций превратились в воспоминания

Павел Дуров, видимо, опоздал со своей криптовалютой

Крах финансовой системы Павла Дурова TON еще до ее открытия наглядно показал: наноэпоха игры в фантики, именуемые криптовалютой, закончилась. Пока не понятно, как инвесторы, вложившиеся в валюту, которая должна была изменить, а теперь уже не изменит мир, будут разбираться с отцом-основателем Telegram, а он – с инвесторами. Но то, что желающих вкладываться в производство денег из электричества после истории с TON станет меньше, – факт. Криптовалютный пузырь в мире, собственно, сдулся еще два года назад. Но история с выпуском грамов дотянула до наших дней – видите, как легко в современном мире стать живым ископаемым.

В своих бедах Дуров обвинил американские власти. Действительно, они запретили выпускать Telegram-валюту грам в том виде, в котором это планировалось. Но виновны в происходящем они лишь отчасти. Случись ICO (Initial Coin Offering – первичное размещение цифровых монет) три года назад – все были бы в шоколаде. Котировки криптовалют перли вверх как на дрожжах, государства, за исключением пожалуй что Китая и США, на этот рынок не обращали внимания, а покупатели и продавцы криптовалют договаривались практически по понятиям. Что такое криптовалюта? Чем она обеспечена? Что с ней будет завтра? Да какая разница – главное, дорожает. А тот, кто усматривает в этом признаки финансовой пирамиды, – дурак.

Естественно, долго так продолжаться не могло: ICO буквально за несколько месяцев стали символом того, как реальные деньги вкладываются непонятно на каких условиях непонятно во что, и добывающие таким способом деньги инноваторы уже к осени 2018 г. по большей части оказались не у дел. Криптовалютные стартапы рушились как карточные домики, а криптовалют становилось все больше и больше (сейчас coinmarketcap.com содержит сведения более чем о 1500). Девальвация была неизбежна. Вероятно, люди постарше помнят, как в 1980-х гг. дети в советских школах играли в фантики от жевательной резинки, а в 1990-х гг. перестали? Почему? Да потому, что раньше жвачки (и фантиков) было мало, а потом ее стали продавать на каждом углу.

Предложив в 2018 г. миру TON и грам, Telegram взлетел, казалось бы, на гребень волны – успел привлечь $1,7 млрд. Но дальше время начало работать против Дурова со товарищи. С одной стороны, рынок ICO упал, а с другой – проснулась американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC): ее чиновники оценили размах происходящего и начали принимать меры. Вложившиеся в TON бизнесмены не потребовали деньги назад, и это сразу иллюстрирует давний тезис: у инвесторов короткая память. В этом случае ее, похоже, не было вовсе.

Что касается американских властей и Америки в целом, которую Дуров теперь называет полицейским государством, то с ними все прекрасно. Они-то как раз очень быстро разобрались с вопросами ICO и криптовалют и начали регулировать этот рынок. 

SEC борется с рискованными финансовыми схемами и возможными источниками махинаций почти сотню лет. Не всегда результативно, но в этом деле у нее успехов все-таки больше, чем у Роскомнадзора в блокировке Telegram. Правильно или нет поступили американские чиновники, пусть судит Дуров. Зато они сделали это последовательно и быстро разобрались. Что, по идее, должно внушать уверенность инвесторам, желающим вложиться в менее экзотичные, нежели грам, финансовые инструменты.