«Корову по видеочату не пропальпируешь»

Главный недостаток дистанционного образования – дефицит общения

70% студентов российских вузов на дистанционном обучении не хватает очного общения с сокурсниками и преподавателями. Это показал опрос, проведенный рейтинговым агентством RAEX, в котором приняло участие свыше 6000 студентов из 153 вузов России.

Проблемы переходного периода

Интенсивность общения с преподавателями из-за перехода к дистанционному формату заметно снизилась. Об этом заявило 44,7% респондентов. Их оппонентов – тех, кто считает, что взаимодействовать стало удобнее, – в два с лишним раза меньше, лишь 19,4%. 

Самое слабое место при переходе на удаленку – техника (от плохой связи до низкого функционала приложений), это отметило 58,1% студентов (от 47,0% в столице до 71,2% в регионах). Полностью техническими решениями удовлетворено лишь 13,6% студентов. 

В оценке техники проявилось две группы обиженных: регионы и ведущие вузы из топ-20 рейтинга RAEX (там довольных 8,9 и 10,8% соответственно). Первые – из-за слабости региональных телекомов, вторые – ввиду более требовательного подхода. В целом по России 61,8% студентов заявили, что возникающие порой технические проблемы оперативно устраняются. А вот каждый четвертый студент оказался за красной чертой: 17,9% «скорее не удовлетворен, сбои и ошибки мешают обучению», еще 6,7% опрошенных (в регионах их доля 13,8%!) признались, что сервисы и технологии работают откровенно плохо.

Переходу на новые форматы также помешали ментальные (преподаватели оказались не готовы к новациям) и организационные причины – 35,7 и 34,9% соответственно. 

Каким был переход к дистанционному образованию за рубежом

Кирилл Иванов

По данным Европейской ассоциации университетов, около 90% студентов высших учебных заведений во всем мире переведены на дистанционное обучение. Эксперты прогнозируют, что следующий учебный год пройдет в основном онлайн.
Китай. Несмотря на распространенность онлайн-образования в стране (в Китае 22 образовательные платформы более чем с 24 000 курсов), многие вузы не были готовы к переходу в онлайн. Впоследствии министерство отчиталось об успешном переводе всех 30 млн студентов страны на дистанционку. 
Индия. Студенты массово выступают против экзаменов онлайн. Основные причины: недостаточный уровень технического обеспечения и неготовность самих студентов – из-за досрочного завершения занятий многие не успели освоить всю программу. По данным Университета Дели, 85% из более чем 50 000 студентов вуза не примут участия в онлайн-экзаменах, запланированных на июль. 
Великобритания. Не более 20 университетов готовы к переходу в онлайн, отмечает The Guardian. При этом сами абитуриенты скептически относятся к затее. По данным University and College Union, более 20% будущих студентов бакалаврских программ отложат поступление на следующий год, если в сентябре вузы не вернутся к привычному формату. Важность учебы на кампусе, доступа к оборудованию и практике особенно подчеркивают поступающие на медицинские, естественно-научные и творческие специальности. Те же, кто планирует начать учебу этой осенью, рассчитывают, что в онлайн вузы снизят стоимость обучения.
США. Американские студенты оказались в целом готовы к переходу на дистанционку, но большинство им недовольны. При этом 77% студентов, по данным College Reaction/Axios, считают дистанционное обучение хуже традиционного формата: технические трудности, отсутствие мотивации и нехватка самодисциплины, нехватка живого общения и неуверенность в дальнейших перспективах.

Новые возможности

Более половины студентов считают главным преимуществом дистанционной формы обучения возможность планировать свое время и больше успевать: с этим согласно более половины опрошенных (53,0%). Повышение навыков самостоятельной работы отметило 52,5% респондентов. И совсем небольшое количество студентов – преимущественно из Москвы и Подмосковья – рады тому, что теперь им не приходится тратить время в транспорте и удается экономить на проездном и/или аренде жилья рядом с университетом.

В комментариях (в свободной форме) подавляющее количество респондентов отметили рост нагрузки – студентам стали задавать гораздо больше домашних заданий. «24/7 перед экраном: либо пары, либо выполнение домашних заданий», – резюмирует студент К(П)ФУ. «Преподаватели думают, что если все учатся дистанционно, то есть очень много свободного времени. И когда так делают все преподаватели, то свободного времени не остается вовсе», – поясняет студент РЭУ им. Г. В. Плеханова. «Объем заданий – это огромный минус, который уже отражается на моем психологическом и физическом здоровье», – жалуется студент Финансового университета. «Требуется избыточное время на учебу. Стресс», – отмечает студент НИУ ВШЭ.

А какие возможности дает дистанционное обучение? Большинство сказали, что им доступна переписка с преподавателями (90,2%). 75,3% студентов получают задания в виртуальном личном кабинете. 72,3% выполняют интерактивные задания (тесты, опросы и др.). С визуальным контактом дела обстоят несколько хуже: посещать видеосеминары может 69% респондентов, смотреть живые онлайн-лекции (с возможностью задавать вопросы) – 66,1%. При этом показатели Москвы и регионов сильно различаются: если среди столичных студентов 82,4% посещали видеосеминары, то в регионе эта доля в два раза ниже – такая возможность есть только у 40,3% студентов. Примерно такая же разница наблюдается и по части доступа к архиву записанных видеолекций: в Москве просматривать записи лекций может две трети студентов (67,6%), тогда как в вузах за пределами двух столиц о наличии такой возможности заявил лишь каждый третий респондент (33,5%). То есть в регионах более половины студентов, честно говоря, перешли в формат заочников.

Наконец, наиболее редким вариантом из предложенных ответов стала «индивидуальная работа с преподавателями с использованием видеочата» – ее практикует только каждый третий студент вузов Москвы (32,2%) и только каждый четвертый студент в регионах (25,9%).

Что утеряно

В официальных речах речь идет о полноценном образовании, но студенты с этим не согласны. Взять хотя бы чисто механистическую оценку – какая доля преподаваемых предметов обеспечена дистанционно? Естественный, казалось бы, ответ – 100% – дали только 40,9% студентов (29,2% в регионах).

Кстати, при ответе на этот вопрос вузы из топ-20 рейтинга RAEX оказались безусловными лидерами, 51,2% их студентов говорят о 100%-ном покрытии предметов, а 82,3% – о как минимум 75%-ном. А вот 10,1% студентов (13,1% в регионах) считают, что им теперь преподают менее половины положенных дисциплин. Как говорится, есть повод задуматься.

Главный недостаток дистанционного обучения – дефицит общения: 70,2% студентов заявили, что им не хватает очного общения с сокурсниками и преподавателями. 36,9% молодых людей признались в том, что им трудно организовать свою работу. А 33,8% отметили такой недостаток, как урезанный формат обучения, при котором нет лабораторных, практикумов. «Нет практики, – говорит будущий ветеринар. – Корову по видеочату не пропальпируешь».

Есть и неожиданные свойства дистанционного образования. «Дома невозможно найти тихий угол и сконцентрироваться. Все лекции – вполуха, иногда приходится незаметно отлучаться». Или «когда еще удастся бухнуть на лекции».

Характер комментариев студентов позволяет сделать вывод, что большинство из них относятся к дистанционному образованию как к вынужденной мере, но не как к достойной альтернативе традиционному образованию. В дистанционном формате материал сложнее усваивается, отмечают студенты. «Над тем, что преподаватель может объяснить за 10 минут, приходится сидеть по часу и более», – жалуется студент АлтГТУ им. И. И. Ползунова. «Дистанционное обучение не должно стоить тех же денег, что и офлайн», – заключает студент РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Авторы — гендиректор RAEX; руководитель направления RAEX