Время сверхэффективных решений

Три примера дешевых и простых технологий экономии ресурсов

Рост эффективности – в самом широком смысле – должен стать одним из столпов дальнейшего развития России и императивом государственной экономической политики. То же и для компаний: динамика прибыли в большинстве сегментов будет опираться не на расширение рынков, а на повышение производительности.

Но имеется несколько серьезных ограничений, мешающих быстрому развертыванию такой «всеобщей модернизации». Одно из них – дефицит управленческого ресурса, грамотных и активных управленцев и предпринимателей: «настоящих буйных мало». Поэтому задача – рост эффективности самих решений об эффективности. Ниже примеры, и обратите внимание – охват объекта управления полный, решения могут приниматься полуавтоматически и с точностью до элементарной единицы.

Пример № 1. Известно, как велики расходы на автодороги: ремонт только федеральных трасс вместе с трансфертами в фонды регионов – это свыше 0,5 трлн руб., а всего в дорожных фондах – под 2 трлн. Известны и проблемы с качеством, потенциал для улучшения явно имеется. Вот только до недавнего времени не существовало точного и дешевого измерителя качества ремонта. Но последние лет 7–8 он уже есть – точный и в режиме реального времени. Правда, им пока никто не пользуется. А ведь достаточно начать смотреть на данные о средней скорости на участке в период минимальной интенсивности потока (когда трафик не будет ограничителем) и относить их к максимально разрешенной на данном участке скорости. Плюс несложные алгоритмы определения объективно медленных участков (например, вблизи торговых центров). Данные уже есть – например у «Яндекса», дополнительные алгоритмы элементарны. Что еще? Можно измерять скорость деградации качества только что отремонтированных дорог. А также реальную потребность в ремонте (перекладка асфальта на не таких уж и плохих участках, по крайней мере, в Москве не редкость). Если строители дорог не готовы к контрактам жизненного цикла, можно для начала составить рейтинг подрядчиков по качеству и востребованности отремонтированных ими дорог. И добавить этот критерий для участия в будущих конкурсах на строительство (как место в рейтинге, так и измеренное описанным способом качество спустя какое-то время после окончания ремонта). Стоимость такой системы – максимум десятки миллионов рублей в год. Экономия измеряется в десятках – если не первых сотнях – миллиардов.

Пример № 2. Оборот рынка нового жилья сопоставим с тратами на ремонты дорог. Вопрос качества и эффективности крайне важен. Но не столько в смысле экономии какой-то суммы здесь и сейчас (как в случае с ремонтами), сколько в создании комфортной среды проживания, со сверхдолгосрочными позитивными социальными эффектами. Не секрет, что и здесь у нас, мягко говоря, не все гладко. А ведь непродуманные решения – с учетом специфики объекта – консервируются лет на 100, создавая проблемы для нескольких поколений. Новые данные и технологии их обработки позволяют оценить качество (в широком смысле) жилья – и снова относительно недорого. Оцифровка основных параметров почти всех многоквартирных домов уже есть, остается дополнить ее обработкой спутниковых снимков (например, для оценки специфики организации придомовой территории и той же проблемы с парковками), оценкой близости и развитости различной инфраструктуры и, главное, откалибровать модель, использующую эти данные, результатами опросов жильцов об их удовлетворенности жильем. Важно только опрос сделать аккуратно, по-умному: для специалистов очевидна проблема репрезентативности, так как вероятность смещенности результатов из-за «неответов» здесь очень велика. Стоимость решения здесь сопоставима с первым примером. Как потом использовать результаты? Было бы желание (политическая воля)!

Пример № 3. От строительства – к капитальным ремонтам жилья. Процесс этот в современном формате идет свыше пяти лет, сумма на порядок меньше, чем на рынке нового строительства, но все равно очень приличная, сотни миллиардов рублей в год. И вопросы качества и эффективности там не последние: не случайно полгода назад Минстрой анонсировал появление в текущем году рейтинга работы региональных систем капитального ремонта. Правда, без каких-либо подробностей (что будем измерять и как применять?), но, если удастся измерить не просто непосредственное качество работ и его стоимость, а увязать это с удовлетворенностью жильцов, а также объективными параметрами эксплуатации уже отремонтированного жилищного фонда (удельные расходы тепла, электроэнергии, аварийность и проч.), было бы очень здорово. А еще лучше было бы дополнить систему сплошным опросом об удовлетворенности жильцов проведением ремонта – и по программе капремонтов сделать его обязательным, а проводить могли бы и операторы связи (через эсэмэски). Жильцу отправить в ответ цифру от 1 до 5 будет несложно, охват будет очень высоким. А результаты – очень интересными. Издержки организации такой работы снова невелики.

Список можно и нужно продолжать. Реальная востребованность профессий и (выпускников) вузов, эффективность здравоохранения, мобильность рабочей силы, параметры миграционных потоков, особенности расселения (включая выявление территорий – генераторов социального неблагополучия), параметры «гаражной экономики», вертикальной социальной мобильности, социально-экономических паттернов поведения – вот с ходу те области, где возможны прорывы в понимании реальных процессов с выходом на сверхэффективные решения.

Автор — руководитель направления ЦМАКПа