Налоги ниже, проблемы те же

Для высокотехнологического бизнеса критически важно отсутствие коррупции

Бывшие какое-то время модными разговоры о росте российской экономики за счет развития технологий и инноваций в последнее время слегка поутихли. Амбициозные планы, заложенные во многих официальных документах, так и остались на бумаге. Вместо обещанного роста в последние годы наблюдалось сокращение в экономике доли высокотехнологичного сектора. Так, доля инновационных товаров и услуг сократилась с 9,1% в 2013 г. до 6,5% в 2018 г.

Анонсированные на прошлой неделе льготы для компаний IT-сферы в виде существенного снижения страховых взносов и налога на прибыль вновь привлекли внимание к теме форсированного развития этого сектора экономики. Правда, прилив энтузиазма от президентских радостных новостей длился недолго. Уже на следующий день плохой боярин в лице Минкомсвязи объявил о планах вернуть НДС на продажу программного обеспечения. В очередной раз вместо снижения налоговой нагрузки на экономику правительство решило произвести налоговый маневр, который изменяет структуру налогов, но не их общую стоимость для бизнеса. В результате какие-то игроки оказываются в выигрыше, какие-то – в проигрыше, но существенных изменений в привлекательности IT-отрасли в целом с точки зрения налогов, по-видимому, не произойдет.

Однако еще более важным является то, что собственно налоговые меры вряд ли окажутся эффективными с точки зрения заявленной цели – удержать российские IT-компании и их владельцев от переезда в другие страны. Гораздо большую роль играют более общие проблемы, не специфичные для этого сектора, такие как наличие драконовского валютного контроля, плохая защита прав собственности (особенно интеллектуальной) и высокий уровень коррупции. Если выбирать наиболее важную проблему, то именно коррупция, скорее всего, окажется на первом месте.

Свежие исследования показывают, что антикоррупционные меры ведут к существенному росту общей экономической активности, и в частности к высокому росту инноваций. В Бразилии удалось добиться заметного снижения коррупции на местном уровне благодаря проведению детальных аудитов финансов со стороны федеральных служб в случайно выбранных муниципалитетах (что исключало возможность политического давления при выборе тех муниципалитетов, которые должны были подвергнуться аудиту). Особенно эффективными эти меры оказывались в тех муниципалитетах, где местные независимые СМИ имели возможность распространить среди населения информацию о результатах аудита. И снижение коррупции оказалось напрямую связано с ростом местной экономики. Оно приводило к увеличению количества фирм, работающих в муниципалитете, повышению их продаж и инвестиций. Эта антикоррупционная кампания оказалась крайне выгодной с точки зрения экономической отдачи: проведение одного аудита стоимостью $50 000 приводило к росту местной экономики более чем на $200 000.

Снижение коррупции также напрямую связано с ростом инноваций. Инновационная деятельность всегда сопряжена с рискованными инвестициями, которые приносят большую прибыль, но с маленькой вероятностью. И в случае успеха эта прибыль становится лакомым куском, который приманивает нечистых на руку чиновников. Чем меньше коррупции, тем ниже риск экспроприации и тем больше стимулов вкладываться в рискованные инновационные проекты.

Именно это произошло в Китае. Антикоррупционная кампания там была начата Си Цзиньпином в 2013 г., но ее интенсивность варьировалась от провинции к провинции. Сравнение провинций между собой показало, что инновационная активность фирм выросла заметно сильнее в тех регионах, где антикоррупционная кампания была более активной. В этих провинциях увеличились инвестиции в исследования и разработки, выросло и количество зарегистрированных фирмами патентов. Наиболее чувствительными к снижению коррупции оказались частные фирмы, фирмы в нерегулируемых отраслях, фирмы без политических связей и более молодые фирмы, т. е. именно те, которые больше других опасаются экспроприации со стороны коррумпированных чиновников.

Предоставление налоговых льгот IT-компаниям и в целом любые попытки стимулировать развитие в России высокотехнологичных и инновационных компаний можно только приветствовать. Именно они, а не государственные мегастройки могут стать локомотивом экономического роста в стране. Но важно не забывать, что в нашей стране наиболее выгодными с экономической точки зрения являются вложения в снижение коррупции. А уж к этому и технологии, и инновации приложатся.