Поправки к дистанционному образованию

Семь вопросов к новому законопроекту

Госдума рассматривает законопроект о дистанционном образовании – точнее, поправки в закон об образовании, который и сейчас устанавливает возможность электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Законопроект разграничивает полномочия Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования: первое устанавливает правила в среднем и профессиональном образовании, второе – в высшем.

Пандемия 2020 г. выявила пробелы в законодательном регулировании образования – в частности, сложности электронного обучения и внедрения дистанционных образовательных технологий. Значит, целью принятия законопроекта должно стать оперативное устранение правовых пробелов и коллизий в этих областях. Но в законопроекте не удалось определить и законодательно закрепить ответы на возникающие вопросы.

Во-первых, не установлен порядок принятия решения о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Министерством просвещения и Минобрнауки.

Во-вторых, карантин доказал важность надлежащих условий для обучения на всех уровнях образования. Статья 16 закона об образовании уже предусматривает возможность любых видов удаленного образования. Тогда почему в законопроекте полномочия госорганов при назначении дистанционных методов распространяются только на отдельные виды образования?

В-третьих, в статье 13 закона об образовании указано, что в образовательных программах применяются различные виды образовательных технологий. Но в законопроекте отсутствует их классификация и определения.

В-четвертых, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 закона об образовании образовательные организации вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном органом государственной власти. В законопроекте не установлен такой порядок.

В-пятых, законопроект не определяет перечень профессий и специальностей образования, где не допускается только удаленное обучение.

В-шестых, в законопроекте отсутствуют основные критерии для введения электронного обучения – в частности, временные рамки проведения занятий по образовательным предметам и контрольных мероприятий, механизмы контроля присутствия учащихся.

В-седьмых, необходимо расширить финансово-экономическое содержание законопроекта в части дополнительных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов регионов – по статье 72 Конституции общие вопросы образования находятся в совместном ведении центра и регионов. Речь идет, в частности, о финансировании технического оснащения образовательных учреждений для обеспечения электронного обучения, семинаров, посвященных электронному обучению, для педагогов – чтобы они овладевали техническими навыками и эффективными методиками дистанционного образования, создания общего технологического решения – единой электронной платформы для дистанционного обучения, обеспечивающей конфиденциальность информации и сохранность персональных данных участников образовательного процесса. Как, например, в популярной системе Moodle, которая позволяет преподавать научные дисциплины онлайн, получая обратную связь от студентов, сохранять записи проведенных курсов и проводить опросы студентов. Также важно создание технологических инструментов для минимизации недостатков нетворкинга и электронной коммуникации между преподавателем и учащимся – аналогичных, скажем, платформе Remo, которая часто используется в научных конференциях. Она представляет собой нарисованную копию зала со стульями и столами, которые участники конференции виртуально занимают и общаются друг с другом.

Период пандемии показал, насколько социально значима сфера образования и как важны современные перемены в консервативных образовательных учреждениях. В периоды кризисов, отсутствие которых в будущем гарантировать невозможно, зачастую приходится жить и функционировать по новым или измененным правилам, поэтому каждый такой кризис стоит рассматривать как возможность для совершенствования действующего законодательства. Думается, ясность и регламентированность законодательного регулирования электронного образования и дистанционных образовательных технологий позволят сохранить высокое качество дистанционного обучения в России в условиях существующих и вновь появляющихся изменений в обществе.

Автор — кандидат юридических наук, руководитель юридического отдела компании Acsour, преподаватель СПбГЭУ и РАНХиГС