Поезда выезжают из кризиса

Как будут восстанавливаться железнодорожные перевозки

Пандемия COVID-19 радикально поменяла рынок пассажирских железнодорожных перевозок. В мае 2020 г. отраслевые игроки при поддержке компании Bain опросили около 3000 россиян, пользующихся железнодорожным транспортом: почти 85% опрошенных признались, что изменили планы на поездки в этом году. Из них 45% назвали причиной страх заболеть или заразить окружающих. Кроме того, 65% респондентов отметили, что в марте – апреле 2020 г. их материальное положение ухудшилось, поэтому около 55% опрошенных решили сократить расходы на путешествия. Опросы показывают, что спрос на перевозки может быстро оживиться, однако на полноценное его восстановление потребуется около восьми месяцев после снятия всех ограничений.

По результатам нашего опроса, путешественники сейчас считают личный автомобиль наиболее безопасным транспортом для междугородных поездок. На втором месте поезд, у которого есть существенное преимущество перед самолетом или автобусом: меньше контактов с другими пассажирами, есть пространство, где можно изолироваться от окружающих. В текущих реалиях люди будут готовы по возможности вместо сидячих или плацкартных вагонов выбирать купейные или СВ. Кроме того, по-прежнему важны традиционные преимущества железной дороги – удобные маршруты и цена. Для многих клиентов эти факторы при выборе поезда останутся более значимыми, чем безопасность во время пандемии. Наконец, после полного снятия ограничительных мер можно ожидать, что вырастет доля путешествий по России, правда, поездки будут менее продолжительными, чем раньше.

Чтобы поддержать возвращение клиентов в поезда, железнодорожные операторы будут принимать все возможные меры. Вот некоторые ключевые направления.

Дистанцирование. В апреле РЖД ввела режим, предусматривающий соблюдение в вагонах социальной дистанции, и после улучшения ситуации он был отменен. Но для некоторых пассажиров все еще важна возможность выкупить купе целиком, и это должны учитывать операторы (например, продавая дополнительные «пустые» места со скидкой).

Минимизировать контакты с персоналом поможет внедрение цифровых сервисов. Например, немецкая Deutsche Bahn стала активнее продвигать мобильную регистрацию при посадке на поезд – это снимает необходимость общаться с проводником, ликвидирует очереди у вагона.

Наиболее часто упоминаемые пассажирами требования – регулярная дезинфекция поверхностей, доступ к средствам защиты и медицинской помощи во время поездки, вакуумная упаковка еды, контроль за состоянием здоровья персонала и пассажиров. Так, французская SNCF до сих пор запрещает пассажирам ездить без масок, а пассажиры в Китае перед посадкой на поезд должны пройти обязательный онлайн-опрос по поводу своего самочувствия. Новые опции в программах лояльности должны обеспечить пассажирам возможность не только вернуть деньги за билет вне зависимости от класса бронирования, но и использовать ваучеры (так уже делает большинство авиакомпаний, а также некоторые железнодорожные перевозчики, скажем итальянская Trenitalia).

Некоторые новые привычки клиентов могут сохраниться и после пандемии. Скажем, останется потребность в личном пространстве во время поездки. Это нужно учесть при разработке дизайна новых вагонов – треть опрошенных нами респондентов готова дополнительно заплатить за «капсульное» размещение в поезде.

В ближайшие год-два и далее во всем мире может ужесточиться конкуренция железнодорожных операторов с другими видами перевозчиков, в первую очередь с воздушным транспортом. У авиакомпаний сейчас скопились избыточные провозные емкости, и до полного открытия границ компании переводят самолеты на внутренние рейсы, а также снижают цены для покрытия своих постоянных затрат. В дальнейшем усиленная конкуренция может сохраниться, так как авиаперевозчики займут свою долю рынка на ключевых внутренних направлениях.

Предвидя такую ситуацию, европейские регуляторы накладывают на авиакомпании ограничения на короткие полеты, отдавая предпочтение железнодорожному транспорту. Например, авиакомпания Air France получит поддержку от правительства, если среди прочих условий существенно сократит рейсы на маршрутах, где есть альтернативные перевозчики по железной дороге. Вопрос поддержки является критичным для эффективного выхода игроков из кризиса – во многих странах государство рассматривает выделение существенной финансовой помощи своим железнодорожным операторам. Например, в той же Франции государственный перевозчик SNCF ожидает значительных субсидий со стороны правительства для покрытия убытков от кризиса (потери выручки компании оцениваются в 2 млрд евро).

Автор — партнер Bain & Company

В подготовке статьи принимал участие эксперт транспортной практики Bain & Company Илья Ямщиков