Рынок лизинга переживает «идеальный шторм»

Пандемия ударила по отрасли сильнее, чем по банкам
Весь транспортный сегмент просел сильнее, чем даже в кризисные 2008–2009 и 2015 годы /Charlie Riedel / AP

Лизинг в России несколько лет показывал динамику лучше, чем банковское кредитование. Особенно ярко это проявлялось в сегменте малого и среднего бизнеса, где число лизинговых сделок и охват предприятий росли двузначными темпами, тогда как кредитование этого сектора стагнировало. В 2019 г. лизинг для МСП вырос на 26% (данные «Эксперт РА»), и ключевой вклад обеспечили такси и каршеринг. Что произошло в первом полугодии 2020 г., объяснять не нужно: не только резкое снижение спроса, но и огромное число проблемных клиентов.

Некоторое время лизинг был очень активен и в крупном корпоративном секторе. Были отрасли «крупных чеков», где он стал ключевым инструментом обновления фондов. Это авиация, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство, строительство дорог и инфраструктуры. И почти везде здесь в первом полугодии 2020 г. драматически обрушился спрос. Весь транспортный сегмент просел сильнее, чем даже в кризисные 2008–2009 и 2015 годы; в строительстве, особенно в инфраструктурном, негативные последствия только начинают проявляться. По оценкам НРА, доля лизинга в совокупных инвестициях в основной капитал в России невысока: по итогам 2019 г. она составила всего 9,2%, тогда как в странах с развитой экономикой этот показатель варьируется в диапазоне 15–30%. Это говорит, с одной стороны, о высоком потенциале роста рынка. С другой – в периоды экономической турбулентности (в 2009 и 2015 гг.) доля лизинга в совокупном объеме инвестиций двукратно снижалась.

Вы видите 40% этого материала
Подпишитесь или прочитайте статью целиком по Wi-Fi в кофейнях «Шоколадница» Москвы и области