Домогательства и отчетность

Отчеты об устойчивом развитии и социальной ответственности придется расширять

В 2000 г. генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предложил концепцию устойчивого развития. Для бизнеса это значило, что будущее компании определяется не только экономическими показателями, но и гармонией в отношениях с ее «группами интересов», стейкхолдерами, – персоналом, менеджментом, сообществами и властями на территориях присутствия – по поводу социальных программ, экологии, благотворительности, спонсорства и т. д. Разумно: цитируя Конрада Аденауэра, это «фланговая защита конкурентного рыночного хозяйства». Поэтому быстро появились различные формы и показатели по устойчивому развитию, компании стали делать на их основе отчеты для инвесторов. Причем для публичных компаний, котирующихся на ведущих мировых биржах, это уже неотъемлемая составляющая пакета документов.

Однако сейчас, похоже, устоявшуюся отчетность по устойчивому развитию придется существенно дополнять – в следующих направлениях.

Серия скандалов по поводу харассмента (как с СЕО «Макдоналдса» Стивом Истербруком, чреватый обойтись ему в $42 млн, а компании – репутационным ущербом) потребует разработки специального раздела по предупреждению домогательств в служебном аспекте. Причем простых пунктов в документах по корпоративной этике недостаточно, они, как видим, неэффективны. Придется предпринимать организационные усилия и меры превентивного характера – например, раздельный порядок поездок в командировки, сегрегация мест проведения корпоративных мероприятий и отдыха на производстве и т. д. Тут, кстати, важно не переусердствовать, а то можно легко навлечь встречные обвинения в сексизме, для отстройки от которого иной раз требуются совсем причудливые меры вроде объединения санузлов в офисах и на производстве.

Далее, социальные стороны работы в удаленных условиях. Все больше корпораций объявляют о своих планах развития дистанционного труда. Но сосредоточиваются они на менеджерских и производственных решениях (оборудование, коммуникации), пренебрегая такими особенностями, как поведение на «территориях присутствия», общение с «местными сообществами», и другими, которые никуда не делись, но сильно модифицировались.

И третий аспект – санитарно-эпидемиологический. Усилия корпораций в этом направлении, все эти наставления сотрудникам, маски и санитайзеры, видимо, придется выделить в отдельный раздел и разработать для него специальные индикаторы.

Отмечу еще вот что. Отчетность по стандарту GRI (наиболее распространенная) предполагает регулярные и глубокие консультации компании с представителями стейкхолдеров – для выявления их запросов и последующих реакций на них. Применительно, например, к проблеме харассмента подобные интервью могут носить интимный характер и требовать усилий специалистов-психологов и экспертов по безопасности персональных данных. Это обойдется весьма недешево, но скандалы все равно дороже.