ЕГЭ для инвестора

Оценивать нужно не знания, а понимание риска

Банк России обнародовал варианты тестов для проверки знаний неквалифицированных розничных инвесторов, желающих работать со сложными финансовыми инструментами. Тестирование начнется с 1 апреля 2022 г., когда вступят в силу основные положения недавно принятого закона о категоризации инвесторов.

Задания будут состоять из двух блоков: на оценку опыта инвестора и на знание конкретного финансового продукта. Во втором блоке, как и в случае с ЕГЭ, будут предложены варианты ответов, среди которых необходимо выбрать верный. Опубликованные ЦБ вопросы (все они касаются маржинальной торговли) сразу подводят человека, проходящего тестирование, к осознанию рисков, в них прямым текстом отмечается, что потери могут оказаться гораздо более значительными, чем он рассчитывал. Скорее всего, «боевые» тесты, которые еще предстоит разработать, будут иметь аналогичную направленность: проверку не столько знаний о продуктах, сколько понимания их рисков. То есть тестирование будет служить не барьером для доступа на рынок исходя из финансовых знаний инвестора, но дополнительным сдерживающим фактором для горячих голов.

Это очень правильный подход, поскольку заученные «академические» определения того, что такое, например, фьючерс или опцион, не дают главного – перевода этих знаний в практическую плоскость. Понимания, какие потери можно понести при инвестировании. А ведь именно защиту неопытных инвесторов от таких рисков и ставил в качестве главной цели регулятор.

Однако – по аналогии с ЕГЭ, коль скоро речь идет о тестировании, – возникает сразу несколько вопросов к предлагаемой процедуре. В НАУФОР утверждают, что пройти тесты можно будет дистанционно. Помимо возможности «списать» или, как в известной игре, воспользоваться «помощью зала», это означает, что варианты тестов появятся в свободном доступе практически сразу же после запуска тестирования, если не раньше. Это влечет за собой следующую проблему: как часто будут обновляться вопросы тестов для того, чтобы избежать проблемы банального заучивания правильных ответов без понимания сути вопроса?

Да, можно возразить на это, что тесты сдаются в конечном счете для себя самого и в худшем случае пострадает только кошелек неопытного инвестора, обманом попытавшегося пролезть на рынок. То есть сам виноват, регулятор, мол, сделал все, что мог. Но тогда получается, что добавляется лишь бюрократическая процедура, которая отвлекает немного времени брокера и клиента, но фактически ни на что не влияет.

Если же будет обеспечен реальный процесс проверки – причем именно не знаний инвестора, а осознанного подхода к инвестированию и рискам, – то цель будет достигнута. Необходимо обеспечить реальное прохождение тестирования, не нужно много задач, тем более сложных. Важно, чтобы инвестор задал сам себе самый главный вопрос: понимает ли он, что инвестиции – это риск реальных потерь?