Борис Титов просит ЦБ повлиять на банки

Бизнес-омбудсмен считает необходимым отменить банковскую комиссию за досрочный возврат кредитов

Уполномоченный при президенте по правам предпринимателей Борис Титов написал главе ЦБ Эльвире Набиуллиной письмо с просьбой повлиять на банки, чтобы те перестали брать с бизнеса комиссии при досрочном возврате кредитов. Титов ссылается на поступающие к нему в последнее время обращения предпринимателей, которые в качестве антикризисной меры прибегают сейчас к досрочному погашению кредитов ради будущей экономии на процентах. «Однако многие банки ранее установили в договорах комиссии за досрочное погашение кредитов», – пишет бизнес-омбудсмен. И договориться об их отмене бизнесу удается далеко на всегда. «Буду признателен, – просит главу ЦБ Титов, – за рассмотрение возможности инициирования рекомендаций банкам на период до 1 июля 2021 г. об отказе от требования взимания комиссий за досрочное погашение кредитов». Иначе, сообщает он, не исключено, что придется инициировать законодательный запрет подобных действий со стороны банков «в связи с обстоятельствами, вызванными коронавирусной инфекцией».

С физических лиц комиссии за досрочный возврат кредитов банки не берут. Несколько лет назад такой практики не было у банков и в отношении бизнеса. Однако, когда ставки по кредитам предприятиям начали снижаться и банки стали активно предлагать бизнесу выгодные программы рефинансирования, комиссии за досрочное погашение кредитов появились в их договорах как мера, останавливающая клиентов от перехода в другой банк. Кроме того, штрафные по сути санкции за досрочный возврат кредитов отчасти компенсируют банкам потери процентных доходов от снижения ставок.

Обычный размер комиссии за досрочное погашение составляет 2–3% от оставшейся суммы кредита. Титов считает, что реальный разброс больше – по его оценкам, комиссии колеблются от 1 до 7%.

Насколько это существенно? Для Ивана Воскобойникова, предпринимателя из г. Миасс Челябинской области, владеющего с компаньонами торговыми палатками, существенно весьма. Из-за резкого падения выручки по причине коронакризиса они решили продать часть недвижимости, чтобы досрочно погасить кредиты и сэкономить на процентных платежах. «Но банк потребовал уплатить 2% от остатков кредитов, – жалуется Воскобойников. – Такое требование содержалось в договорах, которые мы заключали 2–3 года назад, но сейчас-то ситуация критическая. А когда речь идет о кредите в 14 млн руб., 2% – это большая сумма, 280 000 руб.».

Воскобойников далеко не одинок. По данным Единого реестра субъектов МСП на август 2020 г., в стране насчитывается 5,6 млн представителей малого и среднего бизнеса – юридических лиц и ИП (по сравнению с июлем их количество, кстати, сократилось почти на 0,5 млн). И для нескольких сотен тысяч из них потеря нескольких сотен тысяч рублей действительно существенна, особенно в условиях падения продаж и общей неопределенности, вызванной коронакризисом.

В пресс-службе Банка России, куда «Ведомости» обратились с просьбой прокомментировать письмо Титова, ответили, что пока его обращение в ЦБ не поступило. Однако вряд ли стоит рассчитывать на то, что Банк России, получив и изучив предложение бизнес-омбудсмена, захочет и, главное, сможет повлиять на позицию банков. «Банк России не вмешивается в договорные отношения банков и их клиентов и операционную деятельность кредитных организаций», – напоминают в ЦБ. Кроме того, обращает внимание его пресс-служба, предложение изменить условия кредитования, предусмотренные договором, может иметь обратный эффект и привести к тому, что банки станут закладывать риски подобных событий в цену кредита. «Это в конечном итоге негативно скажется на доступности кредитов», – подчеркнули в пресс-службе регулятора.

Так что, похоже, Титову, если он захочет довести дело до конца, придется обращаться не только в ЦБ, но и к законодателям.