Прекрасное непризнанное

Что мешает рынку современного искусства в России

Рынок современного искусства характеризует состояние общества в целом. Стремление к эстетизации пространства жизни, поиск нового языка описания реальности, игра смыслами и формами говорят о том, что среда достаточно открыта и для инноваций, и для самопрезентации отдельных личностей, даже если эта личность шокирует публику своим эпатажем. Не случайно этот сегмент более развит в тех культурах, где одновременно развиваются инновационные индустрии. Однако формальной свободы творчества мало – должна быть и публика, вкусы которой поднялись от уровня фильма «Холоп» к сложным эстетическим решениям.

В партнерстве с организаторами международного фестиваля ArtLife, который начался на этой неделе в Москве, социологический центр «Платформа» исследовал отношение к современному искусству. При всей размытости термина (кого из художников считать «современным», а кого просто «ныне живущим»?) об интересе к этой сфере говорят 36% опрошенных, а среди 18–24-летних – 59%. Однако общий интерес не означает личного активного вовлечения.

Зрители отчасти сторонятся современных художников – либо не понимают их, либо ожидают скандала, провокации. Более привычные, классические образцы успокаивают и убаюкивают зрителя своей понятностью и социальным признанием, а современная работа часто ставит перед вопросом, требует расширенной интерпретации, дополнительного текста. Поэтому 43% опрошенных считают, что такое искусство непонятно, но при этом практически столько же – что оно «отражает дух времени, актуальные тенденции».

В итоге современное искусство оказывается в «слепой зоне», а границы его растекаются вплоть до начала прошлого века. 65% респондентов вообще не смогли назвать в нем ни одной работы или автора, а среди наиболее упоминаемых оказались Бэнкси (6%) и Казимир Малевич (4%).

Организатор ArtLife Анастасия Андреева отчасти видит проблему в том, что единичные центры и аукционы монополизировали сегодня процесс отбора, лишая зрителей альтернативы и работая только на элитарный сегмент. Она, впрочем, полагает, что «сейчас есть много инструментов, где ты можешь быть независим от аукционных домов».

Отказ от модели замкнутого круга для посвященных, довольно провинциальной по своей сути и оправдывающей низкие позиции, – ключевая задача для развития отрасли. Сама арт-среда сегодня по-разному воспринимает массовую аудиторию – то ли как объект воспитания, то ли как носителя живого и непосредственного восприятия. Первый шаг в преодолении разрывов могли бы совершить сами художники. Как сказал Павел Пепперштейн, «я стараюсь сделать так, чтобы люди чувствовали себя спокойнее, а не истерзанными погружением в социальный террор, который присутствует в жизни каждого человека».