У страховых компаний растет доля агентских продаж

Страховым агентам нравится возможность дистанционной работы
Несмотря на развитие онлайн-канала продаж, доля которого выросла почти до 6%, основную часть премий (три четверти) страховщики по-прежнему получают от посредников /Максим Стулов / Ведомости

На днях Минэкономразвития уточнило – в смысле, улучшило – свой макропрогноз, который был направлен в правительство. В частности, прогноз по динамике реальных располагаемых доходов населения в этом году повышен до минус 3,0% (в предыдущей версии было минус 3,5%). Даже после улучшения минус, конечно, остался минусом. Но дело не в этом. Во II квартале 2020 г., по данным Росстата, реальные доходы сократились на 8% в годовом выражении, что стало сильнейшим падением этого показателя в XXI в.

Официальная статистика подтверждается и социологией. Опрос, проведенный аналитическим центром НАФИ и «Росгосстрахом», показал, что финансовое положение россиян за время самоизоляции либо ухудшилось (об этом сообщили 40% опрошенных), либо не изменилось (47%). Неудивительно, что при таких исходных данных заинтересованность в дополнительном заработке проявили сразу 90% респондентов. То есть даже некоторые из тех счастливчиков, кто заявлял об улучшении своего материального положения.

При этом 72% опрошенных хотели бы зарабатывать с помощью интернет-технологий. Почему именно так? Потому что речь идет в первую очередь не об основном заработке, а о подработке, которая представляется значительно удобнее в дистанционном формате и с небольшими временными затратами.

Этот запрос оценили страховые компании. Тем более что в конце апреля этого года у страховых посредников появилось законодательно обусловленное право оказывать услуги по заключению договоров страхования в электронном виде. Интересно, что работать страховым агентом, лично посещающим клиентов, готовы только 42% россиян. Но если эта работа переходит в цифровую плоскость, без контактных продаж, то доля желающих увеличивается уже до 68%.

Все это заметно повлияло на структуру продаж посредниками страховых продуктов. Несмотря на развитие онлайн-канала продаж, доля которого выросла почти до 6%, основную часть премий (три четверти) страховщики по-прежнему получают от посредников. Но если раньше доминирование банковского канала было подавляющим, то за II квартал 2020 г. в Банке России отметили сокращение его доли в пользу как раз агентских продаж. Цифры следующие: доходы, получаемые через агентский канал продаж, выросли на 4,6 п. п. за год с июля прошлого года до 22,1% от совокупных взносов, снижение продаж через банки за тот же период составило 3,4 п. п. до 34,6%.

Страховые агенты во всем мире большой сегмент занятости. И сейчас прирост их числа окажет положительное влияние с социальной точки зрения. Причем справедливо это не только для рынка страхования, но и для индустрии финансового посредничества в целом. За счет «оцифровки» подобных сервисов сфера финансовых услуг получает дополнительный импульс к развитию.