Усы, лапы и скайп

У телеветеринарии в России огромный потенциал

Телемедицина может серьезно повлиять на всю систему здравоохранения – хотя, конечно, вопрос, насколько эти услуги гарантируют качество диагностики и лечения. Но это для людей. А ведь есть еще и не очень пока заметная, но быстро развивающаяся дистанционная ветеринария.

Потенциал телемедицины для домашних животных у нас огромен. Россия занимает третье место в мире после США и Китая по числу «друзей человека» на душу населения: у 67% людей есть хотя бы одно животное. При этом международные исследования свидетельствуют, что расходы на домашних любимцев начинают сокращаться только тогда, когда и расходы на детей, т. е. в самом неблагоприятном случае. И даже при падении глобального спроса сегмент товаров и услуг для животных пострадает в последнюю очередь.

Люди заботятся о здоровье питомцев часто активнее, чем о собственном. По данным сервиса «КотЗдоров», количество обращений клиентов за телемедицинскими услугами для животных почти в 40 раз превышает аналогичные показатели в случае с телемедициной для людей. Пока основная часть сервисов дистанционной ветеринарии покупается через банки, но в мире чаще это интеграция в страховые программы.

Китай и США продвинулись в телеветеринарии дальше всех – очень крупные игроки, миллиардные обороты. Полностью учтены и сами животные, и все существующие клиники, налажен информационный обмен между ними, что позволяет четко структурировать предложение. Кроме того, на американском и европейском рынках существует огромное количество мобильных приложений, в которые легко интегрируется телемедицина для животных. Например, приложения, предоставляющие помощь в выгуле питомца, его дрессировке, стрижке и т. д.

В России подобные сервисы только набирают популярность, большинство ветеринарных клиник, особенно в регионах, не ведут систематизированного учета. Как выглядит посещение ветеринара сегодня? Надо найти переноску, упаковать в нее животное, доехать до клиники, отсидеть очередь, получить консультацию, вернуться – несколько часов. Сейчас в стране наберется максимум десяток клиник (львиная доля – в Москве), куда можно записаться по телефону и к определенному времени. Причем, вполне вероятно, что проблема, с которой вы приехали к ветеринару, совершенно не требовала очного присутствия, достаточно было бы получить дистанционную консультацию. В отличие от телемедицины для людей, для животных она не имеет жестких законодательных ограничений на диагноз и курс лечения. Однако на деле оказывается, что проблемных медицинских звонков набирается около 20% от общего числа обращений клиентов. Все остальное – это консультации по содержанию и уходу за животным.

Что будет дальше? Ключевой фактор – единая система учета домашних животных. С 2024 г. все они должны быть в обязательном порядке чипированы. Благодаря этому упростится процесс их идентификации и учета – и, как следствие, расширятся возможности для дистанционной ветеринарии.