Университет выходит из берегов

Переход на дистанционный формат привел к появлению отличных независимых образовательных онлайн-проектов

Если в прошлые годы под дистанционным обучением понимался в основном формат массовых открытых онлайн-курсов вроде Coursera, то сейчас на смену записанным и смонтированным в студии курсам, требующим самостоятельного обучения, приходит мода на живое общение преподавателя со студентами.

Когда весной в европейских университетах занятия перевели в Zoom, я вместе со студентами Тюбингенского университета начал заниматься южноиндийским языком малаялам. Мои коллеги, не вставая с дивана, поучаствовали в семинарах Оксфорда и Беркли, до которых не добрались бы, если бы не карантин. Связи между учеными мирового «невидимого колледжа» этой весной для многих стали определенно важнее, чем общение с коллегами по кафедре.

Еще примета 2020 г. – взрывной рост интереса к обучению через интернет. Пока все сидели по домам, преподаватели иностранных языков были загружены работой, кажется, не меньше, чем курьеры. Речь не только об английском – группы по изучению санскрита и аккадского не могут вместить всех желающих. Среди моих коллег и друзей лекции в Zoom во время карантина вел, кажется, каждый третий. И кто-то же их слушал!

Неудивительно, что из духа всеобщего увлечения онлайн-просветом рождаются интересные проекты. Самый медийный из них, пожалуй, «Свободный университет», основанный в сентябре уволенными преподавателями НИУ ВШЭ во главе с философом Кириллом Мартыновым и объединяющий вольнодумных писателя Дмитрия Быкова, филолога Гасана Гусейнова, экономиста Владислава Иноземцева. Впрочем, сам я из программ этого университета выбрал бы курс филолога Сергея Зенкина, посвященный французскому семиотику Ролану Барту. Или курс культуролога Яна Левченко про авторский кинематограф ХХ в. Впрочем, прием заявок на курсы уже закрыт – желающих учиться намного больше, чем «Свободный университет» способен принять.

Тем же, кто ищет спасения в высокой культуре и вечных ценностях, я рекомендовал бы существующий несколько лет проект «Лаборатория ненужных вещей», созданный группой известных филологов и философов. Основной формат здесь – постоянно действующие научные семинары. «Уютные и ламповые», созданные по типу полулегальных домашних семинаров 1970-х, только теперь доступные онлайн. Ведущие семинаров – гуманитарии самой высокой пробы: историк философии Андрей Лебедев и поэт Ольга Седакова. Вместе с Федором Успенским можно отправиться в путешествие по миру скандинавских викингов. Все семинары открытые. Но не все так просто: семинары в основном посвящены чтению текстов в оригинале и ожидается, что участники уже владеют теми языками, на которых они написаны.

Нечто более сбалансированное получилось у создателей образовательной платформы Neon University, запущенной в марте этого года. Принцип организаторов – привлечь широкую аудиторию, сделав сложное доступным. Содержание разнообразно, но с уклоном в гуманитарные науки. Большой курс по постколониальным исследованиям читает группа ученых во главе с антропологом Сергеем Абашиным. Переводчица Орхана Памука Аполлинария Аврутина обсуждает со студентами проблемы перевода с восточных языков. Историк Александр Марей рассказывает про средневековое право, а санскритолог Леонид Куликов – про Веды и культуру древних индоариев.

Neon работает и для изучения редко преподаваемых языков, например тамильского, древнеегипетского или аккадского. Проект имеет целью сделать дистанционное обучение средством для поддержания малых и порой вымирающих гуманитарных дисциплин, аудитория которых рассредоточена по всему миру. Прослушавшие курс могут получить блокчейн-сертификат – футуристический аналог бумажных дипломов.

Любопытен и подход, практикуемый в Высшей школе свободных искусств. За модель здесь взят средневековый принцип универсального знания, на котором строились первые европейские университеты. Тогда наука не противопоставлялась искусству и религии, развитие интеллекта и творческих способностей сочеталось с совершенствованием тела. Очевидно, что в точности воспроизвести средневековое образование невозможно и не нужно – дисциплины здесь предельно адаптированы к реалиям. Однако напомним, что именно система семи свободных искусств сформировала в свое время главных гениев Европы – от Августина до Леонардо и Галилея.

У перечисленных проектов много общего. Во всех задействованы ученые мирового уровня, настоящие звезды. Все независимы от государства, они все ориентированы на гуманитарные и социальные науки и возникли из недовольства положением дел в современных университетах. Похоже, что в этом году на наших глазах встретились две тенденции – одна объективно плохая, другая по-настоящему хорошая. Давно подбиравшийся к вузам онлайн-формат наконец перестал прятаться по кустам и стал свершившимся фактом. Да, это плохо, потому что все мировые образовательные практики тысячелетиями твердят: главное – это личная передача опыта от учителя к ученику. Но это и хорошо: ушедшее в онлайн образование вырвалось из-под гнета стандартов и приобрело необозримые возможности для возрождения древнейших и появления новейших практик. Можно долго спорить, умирает образование или возрождается. Но если бы я сам делал ставки, то мой выбор пал бы на проклинаемый сегодня дистант.