Блокчейн эффективнее схем

Что помешало заработать системе маркировки лекарств

Премьер Михаил Мишустин упростил порядок маркировки лекарственных препаратов, введенный в действие с 1 июля 2020 г., но так нормально и не заработавший. С самого начала участники рынка жаловались на зависание системы, а также предельную централизацию маркировки. Возникший в октябре дефицит ряда препаратов, в том числе противокоронавирусных, аптечные сети связали именно с провалом системы маркировки, из-за которого на складах скопилась масса готовых к отгрузке лекарств.

Кстати, в ряде стран подобная система децентрализована и производитель сам наносит соответствующий QR-код, данные о котором записываются в блокчейн. У нас же пока единственным исполнителем является ООО «Оператор-ЦРПТ», конечные бенефициары которого – Алишер Усманов, Александр Галицкий, «Ростех» (через концерн «Автоматика»), а также Оксана Орешина, которую некоторые СМИ называют главным лоббистом маркировки.

Проблемы с маркировкой лекарств могли бы остаться отраслевой историей, если бы не пришлись на коронакризис. Ведь почти каждое подобное решение, призванное защищать рынок от подделок, внедрялось государством с потерями и неприятностями для бизнеса и граждан.

Первая же подобная инициатива – ЕГАИС (контроль за алкоголем), которая начала внедряться в 2005 г., первый год работала с ужасными перебоями. Участники рынка понесли значительные убытки, а система более или менее заработала только к 2007 г. Пока она налаживалась, производители контрафакта наращивали обороты, а легальные компании теряли деньги. Полностью побороть рынок контрафакта ЕГАИС не удалось.

Потом проблемы были с фискальными накопителями в кассах, затем люди получили массу необоснованных штрафов в период карантинных электронных пропусков.

Такое ощущение, что разработчики таких решений слишком увлеклись идеей MVP, когда на рынок выпускается продукт с минимальным функционалом и дорабатывается на основе обратной связи от пользователей, а инвесторы больше озадачены скорейшим запуском системы и переходом ко второму раунду финансирования, нежели ее надежностью.

Иной раз это нормально. Но маркировка жизненно важных лекарств или назначение штрафов – это не тысячный по счету трекер задач для смартфона, который можно совершенствовать бесконечно долго. На кону деньги бизнеса и граждан, а в случае с лекарствами – и здоровье последних. Концепция MVP здесь мало уместна.

Роль государства как регулятора в этой ситуации – на законодательном уровне закрепить порядок запуска таких систем, при котором провалы, подобные наблюдаемому сейчас в фармацевтической отрасли, станут невозможны.