Расколотая Америка

Выборы закончились, борьба продолжается

Четыре года назад в канун американских выборов на вечеринке с либеральными шведскими журналистами и политиками все симпатизировали Хиллари Клинтон и ждали, что ее победа откроет новую эру «политики идентичности». В Стокгольме выпал снег, и мы слепили снежную бабу, на которой написали «Хиллари». Утром баба почти растаяла, краска растеклась, морковка, выполнявшая роль носа, отвалилась. А гости надолго впали в депрессию: торжество мультикультурализма отменялось.

В канун нынешнего голосования праздновать новую эру никто не собирался. Было ясно, что окончательные итоги главных выборов планеты не будут подведены ни на следующий день, ни даже через месяц. И дело не только в кандидатах, которые наперебой заявляют о своей победе. Интрига вообще не в победителе, а в том, превратится ли нынешняя «холодная гражданская война» в горячую бойню. Владельцы бизнеса в крупнейших городах США весь вторник готовились к худшему, заколачивая фанерой витрины магазинов, отелей и банков от погромов. Белый дом и федеральные здания были взяты под дополнительную охрану, СМИ баррикадировали свои офисы.

Американская политика идентичности воспроизвела гоббсовскую войну всех против всех: мужчины против женщин, белые против черных, столицы против глубинки, интеллектуалы против необразованных. И это надолго. «Это разделение, ненависть, страх, разочарование и гнев не исчезнут просто на следующий день после выборов», – говорит бывший директор ЦРУ Леон Панетта.

Недоверие и страх перед противником – единственное, что скрепляет разношерстные армии Байдена и Трампа. Демократы собрали коалицию меньшинств: за них абсолютное большинство чернокожих, латиноамериканцев, молодежи и интеллигенции. Но между ними много социальных противоречий. За Трампа большинство белых избирателей. Но это тающее большинство, и оно тоже не монолитно. Среди избирателей Трампа сопоставимые по величине группы составляют самые бедные, пресловутые реднеки, и самые обеспеченные белые американцы.

Риск внутреннего распада будет больше в лагере формального победителя этих выборов. Вместо экзистенциального ужаса перед оппонентами ему придется предложить стране новый курс выхода из кризиса, а кандидаты повторяют сказанное еще в 2016 г. Но вернуться в счастливое и стабильное прошлое, увы, не получится. Растаявшая снежная баба не воскреснет. Новая нормальность – это перманентный кризис и нарастающий социальный конфликт.

Победа по-настоящему значима только штабам кандидатов. Для остального мира куда важнее, заключат ли проигравшие союз с неизбежными ренегатами из лагеря победителя. Такой союз, например, между молодыми прогрессистами и цветными бедняками демократов и реднеками республиканцев мог бы преодолеть войну идентичностей и создать новое большинство. А с ним и новый курс.