Инвестиционный кэшбэк регионам от правительства может не сработать

Богатым субъектам этот механизм неинтересен, а бедные его не потянут

Правительство намерено более активно вовлекать регионы в реализацию инвестиционных проектов. Для этого оно готово «простить» им часть бюджетных кредитов, выданных из центра, – на ту сумму налогов, которую новые инвестиции принесут в федеральный бюджет.

То есть механизм предлагается такой. В регионе обсуждается некий инвестиционный проект. Пока – согласно постановлениям правительства – речь идет о следующих сферах: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых (за исключением нефти и газа), обрабатывающие производства, туризм, логистика, дорожное и жилищное строительство, создание коммунальной инфраструктуры. Участие региональных властей в инвестпроекте чаще всего заключается в создании за счет регионального бюджета соответствующей транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры. Это большие расходы. И для того, чтобы местная власть шла на них более решительно, правительство и готово давать дополнительные финансовые стимулы. Часть будущих налогов от проекта, как и полагается по Налоговому кодексу, будет зачисляться в региональный бюджет (и там оставаться), другая часть пойдет в федеральный бюджет. Так вот, каждый рубль налогов, ушедший «наверх», будет вычитаться из суммы кредита, который регион ранее получил для выравнивания собственного бюджетного дефицита. Эдакий инвестиционный кэшбэк.

Игра большая и на первый взгляд однозначно выгодная, win-win. Однако есть большое «но».

Согласно данным Федерального казначейства за первое полугодие 2020 г., расходы консолидированных региональных бюджетов после коронавирусной встряски предсказуемо превысили доходы. Если в первом полугодии 2019 г. наблюдался совокупный профицит в 696 млрд руб., то за тот же период 2020-го – уже дефицит в 213,7 млрд. В минус ушло 48 регионов против 27 год назад. С учетом того что в конце года расходы только нарастают, во втором полугодии цифра будет явно больше.

Совокупный долг субъектов Федерации плавно нарастает. По состоянию на 1 октября было 2,178 трлн руб. Федеральный бюджет, конечно, помогает – безвозмездных трансфертов за полугодие стало больше на 510 млрд руб. (а общая их сумма почти 1,5 трлн руб.). Больше стало и тех самых бюджетных кредитов, о которых идет речь, – на 168 млрд руб. За счет них регионы избавляются от бремени более дорогостоящих банковских займов – это одна из немногих позиций долга регионов, которая уменьшается. И еще один важный показатель: незакрытая потребность в инфраструктурных инвестициях исчисляется сотнями миллиардов рублей.

Перейдем теперь к выводам. Конечно, получить списание части бюджетного кредита хорошо, но для этого региону сначала нужно найти живые деньги на инвестиции. И только потом рассчитывать на новые налоги, которые и приведут к списанию долга. Соответственно, временной лаг неизбежен.

И вот парадокс: чем более финансово устойчивым является регион, тем меньше у него стимулов так стараться ради погашения бюджетного кредита – много кредитов из федерального центра такой регион и так не брал. А чем больше у региона стимулов стараться, тем меньше возможностей самостоятельно найти деньги для новых инвестиций. Придется либо снимать их с других статей расходов, либо влезать в новые долги. Кроме того, региональной администрации, пока она не уверена в том, что часть кредита ей простят, придется закладывать в параметры бюджета двойные расходы – и на инвестиции, и на возврат кредита.

Итог: предложенный механизм будет работать только для ограниченной группы регионов, условных «середняков». Богатым регионам он неинтересен, бедные не потянут.

Как распутать эту петлю? Представляется, что иного пути, кроме перераспределения налогов между федеральным центром и субъектами, нет.

Главные налоги для регионов – это НДФЛ и налог на прибыль. Сборы по обоим в первом полугодии сильно упали. А вот сборы НДС, целиком зачисляемого в федеральный бюджет, выросли на 2 трлн. Да, в последние месяцы проблемы начались и с ним, но показатели по НДФЛ и налогу на прибыль чувствуют себя нисколько не лучше.

Что можно сделать? Решение, лежащее на поверхности, – вернуть распределение налога на прибыль к статусу до 2017 г. (тогда ставка в 20% распределялась так: 18% – субъектам, 2% – в центр, сейчас в федеральный бюджет уходит 3%) и вместе с этим подумать над модернизацией НДС, «расщепить» его на федеральную и региональную части. Вообще говоря, современные аналитические возможности налоговой службы позволяют при желании сделать НДС более гибким: для секторов, где соотношение налоги/прибыль выше среднего, ставка НДС может быть более высокой, а для тех видов деятельности, где нагрузка избыточна, – более низкой.

В любом случае регионам нужно больше финансовых полномочий, больше доходов. Иначе идея не сработает.